I-rec certificates | gns
I-REC Certificate
I-REC Certificate is a documented record of the fact that electricity is produced from a certain source (for instance, from solar energy) by a generator or a group of generators listed in the I-REC Registry. GNS issues I-REC certificates on generator’s request. The generator sells its renewable energy certificates to traders or end users — corporations that want to make claims that they have fully or partially switched to renewable energy consumption.
The I-REC Standard Foundation implements best practices for the avoidance of double counting, double certificate issuance and double attribute claiming. I-REC Certificates are issued in adherence with such international sustainability standards as GHGP, CDP, RE100, ISO and others. Energy consumers can use I-RECs to meet the requirements of these standards and corporate social responsibility policies.
I-RECs allow end-users (beneficiaries) make the following claims
I-REC Registry
The I-REC Registry is a single central registry that can be accessed via the Internet. The key document that defines the operation of the I-REC Registry is the I-REC Code. This document contains the basic principles and a general description of the operation of the registry. Detailed procedures are contained in Code Subsidiary Documents (available in English only).
Roles in the I-REC Registry
I-RECs issuance
For a generator, the first step in I-RECs issuance is to sign the Standard Terms Agreement with GNS as well as filling out the CSD01 form. These documents are signed by the head of the generating company and sealed. The documents are accompanied by a certificate of incorporation and a copy of the balance sheet for the last 12 months. All these documents are sent to info@my-sertif.ru. Consideration of an application takes 1-2 weeks, after that a company becomes a registrant in the I-REC Registry and receives a login and password for the personal account
The next step is to register devices (power plants) or groups of devices in the I-REC Registry. To do this, a registrant collects the following set of documents:
This set of documents is submitted online through a registrant’s personal account in the I-REC Registry. Verification of documents and registration of a power plant usually takes less than one week. 72 Russian power plants have already registered in the I-REC Registry.
I-RECs issuance is possible only after electricity from renewable energy sources has been produced and given that all necessary documents have been provided. To issue I-RECs, a registrant provides the following documents:
The set of documents is submitted online through a registrant’s personal account in the I-REC Registry. Verification of documents and I-RECs issuance usually take less than one week. More than 2 million I-REC certificates have been issued in Russia after December 2020.
I-RECs purchasing and redemption
A certificate can only belong to one participant at a time. All claims related to a particular certificate can be made only after its redemption. I-RECs are redeemed by I-REC participants from their accounts. To do this, an I-REC must be removed from a participant account and placed in a participant redemption account, from which it cannot be returned. After that, the participant can make a statement that it has consumed a certain amount of electricity (specified in a certificate) produced from renewable energy sources
Fees
There are following GNS fees for renewable power generators in Russia:
There are following I-REC Services fees for I-RECs purchasers (participants):
Гост р 58289-2021 оценка соответствия. правила сертификации электрической энергии от 29 ноября 2021 –
ГОСТ Р 58289-2021
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОКС 03.120.10
Дата введения 2021-02-01
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью “ЛИНВИТ”, Закрытым акционерным обществом “Научно-испытательный центр “САМТЭС” и Техническим комитетом по стандартизации ТК 30 “Электромагнитная совместимость технических средств“
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 30 “Электромагнитная совместимость технических средств“
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2021 г. N 1038-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2021 г. N 162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации”. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе “Национальные стандарты”, а официальный текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт входит в Систему национальных стандартов в области оценки соответствия, основные положения и структура которых определены в ГОСТ 31893-2021 “Оценка соответствия. Система стандартов в области оценки соответствия”.
Система стандартов в области оценки соответствия аналогична по целям и принципам международной системе стандартов ИСО/МЭК серии 17000.
Под оценкой соответствия в международном стандарте ИСО/МЭК 17000:2004 “Оценка соответствия. Словарь и общие принципы” (ГОСТ ISO/IEC 17000-2021) понимается доказательство того, что заданные требования к продукции, процессу, системе, лицу или органу выполнены.
Настоящий стандарт разработан для разъяснения процедур сертификации электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц на основе [1].
Настоящий стандарт устанавливает содержание процедур и порядок проведения работ по сертификации электрической энергии, предусмотренной [1].
Стандарт предназначен для применения заявителями [сетевыми организациями, передающими электрическую энергию потребителям в точках поставки (далее – сетевые организации)], органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), специалистами органов государственного контроля (надзора) за сертифицированной продукцией, другими заинтересованными лицами.
Стандарт может применяться как при обязательной сертификации электрической энергии, так и при добровольной (по показателям качества, не предусмотренным при обязательной сертификации).
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 30804.4.30 (IEC 61000-4-30:2008) Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Методы измерений показателей качества электрической энергии
ГОСТ 31815-2021 Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации
ГОСТ 32144-2021 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения
ГОСТ 33073-2021 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения
ГОСТ Р ИСО 9000-2021 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р 53603 Оценка соответствия. Схемы сертификации продукции в Российской Федерации
ГОСТ Р 54293 Анализ состояния производства при подтверждении соответствия
Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 электрическая сеть общего назначения: Совокупность электроустановок и электрических устройств, предназначенных для электроснабжения бытовых, промышленных, сельскохозяйственных и транспортных объектов (приемников электрической энергии).
3.2 заявитель: Юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке на территории Российской Федерации, которое обращается за получением сертификата соответствия и получает сертификат соответствия. Заявителем является сетевая организация.
3.3 потребитель: Юридическое или физическое лицо, приобретающее электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
3.4 сертификат соответствия: Документ, удостоверяющий соответствие поставляемой электрической энергии установленным требованиям к качеству.
3.5 сертификация: Деятельность органа по сертификации по подтверждению соответствия электрической энергии установленным требованиям к качеству.
3.6 схема сертификации: Перечень действий участников сертификации, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств соответствия электрической энергии установленным требованиям к качеству.
3.7 доказательственные материалы: Документы, прямо или косвенно, частично или полностью свидетельствующие о соответствии электрической энергии требованиям к качеству, установленным национальными стандартами Российской Федерации и межгосударственными стандартами, введенными в качестве национальных стандартов.
3.8 анализ состояния производства: Элемент схемы оценки (подтверждения) соответствия, представляющий собой процедуру, проводимую органом по сертификации с целью установления наличия у заявителя необходимых условий и воможностей для обеспечения постоянного соответствия передаваемой электрической энергии требованиям, подтверждаемым (подтвержденным) при сертификации.
3.9
3.10 орган по сертификации: Юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке, выполняющее работы по сертификации.
3.11 испытательная лаборатория (центр): Аккредитованное в установленном порядке юридическое лицо, осуществляющее испытания путем выполнения технических операций, заключающихся в установлении одной или нескольких характеристик данной продукции в соответствии с установленной процедурой.
3.12
3.13 сетевая организация: Организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющая право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и не входящих в единую национальную электрическую сеть.
3.14 точка поставки: Место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности электросетей – в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики).
3.15 изготовитель: Юридическое лицо (сетевая организация), передающее электрическую энергию потребителям в точках поставки.
3.16
4.1 Объектом обязательной сертификации является электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц, включенная в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный [1] (далее – Единый перечень), и поставляемая потребителям на территории Российской Федерации.
4.2 Обязательная сертификация электрической энергии проводится на соответствие ГОСТ 32144-2021 (пункты 4.2.1, 4.2.2), на который приведена ссылка в Информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации) с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования (далее – Информация), опубликованной на основании [1].
При введении в действие нового национального (межгосударственного) стандарта взамен документа, приведенного в Информации, сертификация осуществляется на соответствие требованиям действующего стандарта.
4.3 Сертификацию электрической энергии проводят органы по сертификации на основании полученной заявки.
4.4 Схемы сертификации электрической энергии
4.4.1 Сертификация электрической энергии проводится по схемам 3с, 4с по ГОСТ Р 53603 с учетом особенностей, присущих данному виду продукции.
4.4.2 Схема 3с предусматривает проведение испытаний электрической энергии и последующий инспекционный контроль сертифицированной продукции путем проведения испытаний электрической энергии в электрических сетях, где проводилась сертификация. Схема сертификации 3с применяется, как правило, для небольших сетевых организаций, распределительная сеть которых состоит из одной или нескольких трансформаторных подстанций (не более десяти), питающих сеть напряжением 220/380 В, или распределительная сеть представляет собой сеть напряжением 220/380 В, присоединенную к одной или нескольким трансформаторным подстанциям, принадлежащим другой сетевой организации. Кроме этого, при повторной сертификации электрической энергии орган по сертификации, с учетом положительных результатов предыдущей сертификации, может выбрать менее жесткую схему сертификации 3с.
4.4.3 Схема 4с предусматривает проведение испытаний электрической энергии по требованиям к качеству, анализ состояния производства и последующий инспекционный контроль сертифицированной продукции, при котором проводятся испытания электрической энергии и анализ состояния производства. Данная схема применяется при первичной сертификации, когда орган по сертификации не располагает данными о системе управления качеством электрической энергии в сетевой организации и о надежности поддержания качества электрической энергии в течение длительного времени.
4.4.4 Выбор схемы сертификации осуществляет орган по сертификации, руководствуясь степенью достаточности информации о возможности заявителя обеспечить стабильность характеристик электрической энергии, подтвержденных испытаниями, сведениями об управлении качеством электрической энергии, сроками проведения испытаний в целях подготовки к сертификации электрической энергии.
4.5 Копии сертификата соответствия при необходимости изготавливаются заявителем, получившим сертификат соответствия на белой бумаге формата А4 (210×297 мм), заверяются его подписью и печатью.
4.6 Сертификат соответствия или его копия предъявляются заявителем органам государственного контроля (надзора), а также заинтересованным лицам в соответствии с пунктом 2 статьи 28 [2].
4.7 Оплата работ по сертификации осуществляется на основании договора органа по сертификации с заявителем.
5.1 Участниками работ по сертификации электрической энергии в выбранных электрических распределительных сетях заявителя являются: а) заявитель; б) аккредитованный орган по сертификации; в) аккредитованная испытательная лаборатория (центр).
5.2 Заявитель при сертификации электрической энергии выполняет следующие функции:
– выбирает аккредитованный в установленном порядке орган по сертификации из числа имеющих в области аккредитации электрическую энергию;
– заключает договор с органом по сертификации на проведение работ (услуг) по сертификации;
– представляет в орган по сертификации заявку на проведение сертификации продукции;
– представляет в орган по сертификации материалы, предусмотренные настоящим стандартом;
– при проведении сертификации по схеме 4с обеспечивает необходимые условия для ознакомления и проведения анализа состояния производства органом по сертификации, а также для последующего проведения инспекционного контроля на предприятии-заявителе, представляет всю необходимую техническую, распорядительную и методическую документацию;
– предпринимает все необходимые меры, чтобы процесс передачи электрической энергии был стабильным и обеспечивал соответствие продукции установленным требованиям;
Дистанционное обучение инженеров-энергетиков – переподготовка и курсы по профессии
Экспертизы и Оценки
ЧУ «ООДПО «Международная Академия Экспертизы и Оценки» осуществляет переподготовку инженеров-
энергетиков. А также по 350 другим направлениям в дистанционном формате по всей России.
Лицензия на образовательную деятельность № 1420 от 21.04.2021.
Академия основана в 2021 году и благодаря доступным ценам и высокому качеству обучения быстро стала
организацией федерального масштаба. У нас успешно прошли обучение более 14 150 человек из всех 85
субъектов Российской Федерации. По данным Интерпрофстата, в 2021 и 2020 г. мы вошли в 100 лучших
образовательных учреждений России. По данным Росстата, в рамках аудита социально-экономического
проекта «Элита Нации», заняли34 место среди 700 предприятий России по ОКВЭД «Образование
профессиональное дополнительное». В национальной номинации «Лидер отрасли» 2021, мы №1 в
Саратовской области, №5 в Приволжском федеральном округе и №23 в России, по данным ФНС и Росстата.
Деятельность академии носит международный характер. Среди наших выпускников представители
Германии, Болгарии, Франции, Израиля, Азербайджана, Казахстана, Республики Беларусь, Армении и др.
Наша миссия: сделать качественное дополнительное профессиональное образование максимально
доступным.
МАЭО входит в группу компаний, к которой также относятся:
АНО «Профессиональный стандарт» – профессиональный-стандарт.рф:
242 программы профессиональной переподготовки;15 программ повышения квалификации;23 программы профессионального обучения рабочих и служащих.
АНО ПОО «Колледж Цифровой Экономики и Технологий» – кцэт.рф:
5 программ среднего профессионального образования;Статус научно-образовательного центра Российской академии наук и инновационной площадки Российской академии
образования;Дипломы государственного образца.
Консалтинговая компания «Центр Реформ Предприятий» – crpocenka.ru. Оценка всех видов
имущества, сертификация персонала по профстандартам.
С 1998 года на рынке;Лауреат XXVIII премии «Элита национальной экономики 2021». Медаль «За развитие
предпринимательства»;Член Международной Палаты Оценщиков, Гильдии Профессиональных Экспертов и Оценщиков,
ОПОРЫ России,
Торгово-промышленной палаты Саратовской области;
Собственные разработки в области экономического и социального развития, получившие
положительный отзыв в Экономическом управлении Президента Российской Федерации,
Минэкономразвития России и Рабочем центре экономических реформ при Правительстве
Российской Федерации.
Проходя обучение у нас, вы можете быть уверены, что обратились в крупную серьезную
организацию,
которая существует не первый десяток лет и обеспечивает наилучшее
качество образовательных
услуг.
Зеленые сретификаты
Котамов Тимур – начальник Управления ОРЭМ и трейдинга бизнес-единицы «Генерация и Инжиниринг» группы компаний «Хевел».
Что такое зелёные сертификаты, как производителям подтверждать, что они используют электроэнергию из возобновляемых источников энергии в России, а ВИЭ-генераторам – продавать «зелёную» электроэнергию отдельным потребителям?
Сертификаты на возобновляемую энергию (renewable energy certificates) или «зеленые сертификаты» – давно известный финансовый и регуляторный инструмент, используемый на многих рынках, и предназначенный для реализации механизма квотирования возобновляемой энергетики и поддержки её развития. Выпуск «сертификата» в отношении 1 МВт*ч является доказательством безуглеродного его происхождения. При покупке «зеленого сертификата» возобновляемая энергия генерируется от вашего имени.
Во многих странах/регионах установлены так называемые квоты на возобновляемую энергию. Это означает, что поставщики энергии, сбытовые компании, крупные потребители должны вырабатывать/приобретать определенную часть ВИЭ-электроэнергии. Кроме того, ряд крупных корпораций, многие из которых входят в так называемую инициативу RE100, берёт на себя добровольные обязательства обеспечивать свои энергетические потребности исключительно посредством ВИЭ. В основном это компании, реализующие программы «зелёного» («экологически чистого», «низкоуглеродного» производства, а также участвующие в международных «зелёных» цепях поставок (green supply chains), а также производители потребительских товаров, делающие маркетинговую ставку на применение «зелёной» маркировки.
В связи с тем, что электроэнергия в системе находится в «смешанной форме», необходим инструмент, который позволял бы подтверждать происхождение электроэнергии. Таким инструментом и являются зеленые сертификаты.
С их помощью отслеживается производство, поставка и потребление возобновляемой энергии, гарантируется возобновляемое происхождение энергии и т.д.
Зеленые сертификаты отражают экологическую ценность генерируемой возобновляемой энергии.
В классическом виде один выпускаемый сертификат соответствует одному мегаватт-часу электроэнергии, выработанной с помощью энергии солнца или ветра.
Сертификаты включают в себя следующие данные (список не являются исчерпывающим):
Сертификаты на возобновляемую энергию не являются ценными бумагами в смысле законодательства о ценных бумагах. Они не выпускаются в бумажной форме, а представляют собой записи в электронной базе данных.
Производители возобновляемой электроэнергии не выпускают сертификаты самостоятельно. Для обеспечения объективности и прозрачности к процессу выпуска привлекаются специальные «выпускающие» органы, входящие в инфраструктуру энергетического рынка, как правило, это регуляторы рынков электроэнергии и мощности.
В Европейском Союзе сертификаты на возобновляемую энергии носят название Guarantees of Origin («Гарантия происхождения»). Их выпуск регулируется Директивой о возобновляемой энергии (Directive 2009/28/EC). Для реализации соответствующих положений директивы, касающихся зеленых сертификатов, в ЕС действует Европейская Система Сертификации Энергии – European Energy Certificate System (EECS), разработанная Ассоциацией выпускающих органов (Association of Issuing Bodies).
В США сертификаты на возобновляемую энергию носят название Renewable Energy Certificates (RECs). В настоящее время в США нет национального реестра выданных REC. «Центр Ресурсных Решений» (Center for Resource Solutions) управляет добровольной программой, которая гарантирует, что RECs должным образом учтены, и что двойной учет не проводится. В рамках программы Green-e Energy участники обязаны ежегодно проходить аудит транзакций, чтобы убедиться, что REC соответствуют требованиям для сертификации. REC все чаще выпускаются и отслеживаются с помощью региональных систем / реестров отслеживания, таких как WREGIS, NEPOOL, GATS, ERCOT, NYGATS, NARR, MIRECS, NRTEC, NC-RETS и M-RETS.
Механизм выпуска и обращения сертификатов в целом универсален и может быть схематично описан следующим образом.
Производитель экологически чистой энергии (например, солнечная электростанция) получает один сертификат за каждый 1 МВт-ч электроэнергии, которую он производит. Сертифицирующий орган присваивает каждому сертификату уникальный идентификационный номер, чтобы убедиться, что он не учитывается дважды. Зеленая энергия затем подается в электрическую сеть, а соответствующий сертификат может быть продан на открытом рынке. Важно отметить, что сертификаты торгуются, как правило, независимо от торговли электроэнергией («несвязанные сертификаты»). Рынки сертификатов и электроэнергии – это разные рынки. Исключение представляет собой передача сертификата от продавца покупателю в рамках договора купли-продажи электроэнергии («связанные сертификаты»). Сертификат не имеет денежного номинала, цена на него устанавливается на рынке в зависимости от спроса/предложения. Погашение сертификата на возобновляемую энергию происходит единовременно и безвозвратно по факту выполнения его держателем законодательных или нормативных требований (например, по факту выполнения им обязательств по квотам).
На зрелых рынках вопросы подтверждения происхождения «зелёной» электроэнергии не только урегулирован, но и автоматизирован и сами сертификаты находятся в свободном обращении. На российском рынке полных аналогов «зелёных сертификатов» нет, а возможность удовлетворить потребности в безуглеродной электроэнергии в рамках действующего законодательства реализуется только через заключение свободных двусторонних договоров на оптовом рынке электроэнергии. То есть по сути, крупный потребитель и «зелёный» генератор должны договориться напрямую. Именно такой договор сейчас заключают «Хевел» и российское подразделение крупнейшей пивоваренной компании AB InBev Efes для обеспечения поставок электроэнергии солнечных электростанций заводу AB InBev Efes в Омске.
С точки зрения текущей инфраструктуры возможность более быстрого и удобного способа подтверждения происхождения электроэнергии позволит привлечь к покупке «зелёного» киловатта ещё больше количество крупных компаний. Эта проблема похожа на ситуацию с раздельным сбором мусора, когда есть отдельные настойчивые экологи, которые занимаются этим уже много лет, но без удобной и простой инфраструктуры, которая будет вызывать доверие у населения, массового перехода к новым стандартам не произойдёт.
В текущей ситуации стоимость «зелёного» киловатт-часа определяется договорными отношениями, а не рынком, регулирующим спрос и предложение, поэтому сам переговорный процесс может занимать от месяца до года, а может и не завершиться совсем. При этом объём возобновляемой генерации в России сегодня очень мал (менее 1% в общем балансе) – к примеру, совокупная выработка всех наших солнечных электростанций в следующем году составит порядка 500 млн кВт·ч. в первой ценовой зоне и 160 млн кВт·ч. во второй ценовой зоне, тогда годовое потребление компаний, входящих в инициативу RE100 в России может достигать 2,5 млрд кВт·ч. То если потенциальный спрос уже превышает текущие объёмы производства возобновляемой электроэнергии. Если планы инвесторов по строительству солнечных и ветроэлектростанций будут реализованы, то в краткосрочной перспективе потребности RE100 могут быть обеспечены.
При этом важно понимать, что «зелёный сертификат» – всего лишь один из механизмов, упрощающих взаимоотношения между участниками этого формирующегося рынка, сам по себе он ожидаемо будет волатилен– и не сможет обеспечивать финансирование строительства новой возобновляемой генерации. Для этого в текущих условиях развития возобновляемой энергетики в России нужны гарантированные объёмы строительства ВИЭ-генерации, предполагающие возврат инвестиций.
Если резюмировать сказанное – считаю, что организация и запуск полноценного рынка «зеленых сертификатов» в России уже назрела. Это позволит удовлетворить потребности в возобновляемой энергии отечественных производителей, планирующих выход (сохранение позиций) на международные рынки своей продукцией с низким углеродным следом, и влиятельных международных компаний, имеющих производственные мощности у нас в стране.