Сертификация продукции в России: система, порядок, схемы

Сертификация продукции в России: система, порядок, схемы Сертификаты
Содержание
  1. В чем разница между сертификатом соответствия и декларации о соответствии
  2. Какая продукция подлежит обязательной сертификации и какой документ выдается по ее результатам?
  3. Какие группы товаров сертифицирует ваш центр?
  4. Какие документы необходимы для сертификации продукции?
  5. Какие документы необходимы для экспертизы отечественной продукции?
  6. Какие схемы сертификации используются чаще всего?
  7. Каков перечень документов, необходимых для сертификации продукции для импортного изготовителя?
  8. Ответственность испытательных лабораторий
  9. Ответственность органов по сертификации
  10. Принципы сертификации продукции
  11. Рекомендация . таможенные документы
  12. Сводная таблица штрафов
  13. Сертификация по требованиям стандартов
  14. Сертификация по требованиям техрегламентов
  15. Сроки и стоимость изготовления
  16. Схемы сертификации продукции

В чем разница между сертификатом соответствия и декларации о соответствии

Несмотря на то, что сертификат соответствия и декларация соответствия – это две формы обязательного подтверждения соответствия, отличия между ними существуют следующие:

  • В случае получения сертификата ответственность за сведения, включенные в сам документ, за безопасность продукции производитель разделяет с органом сертификации, где был оформлен документ подтверждения соответствия. В то время как при получении декларации о соответствии вся ответственность остается за производителем продукции (или другим лицом, выполняющим декларирование).
  • В случае получения сертификата соответствия продукции документ заполняется на специальном типографском бланке, защищенном от подделок. Декларация соответствия продукции заполняется на обычной белой бумаге формата А4. Существуют установленные требования по оформлению данного документа. Как правило, орган сертификации предоставляет своим клиентам образцы деклараций соответствия для правильного оформления разрешительного документа.
  • При проведении испытаний для получения декларации о соответствии продукции, законом предусмотрены схемы декларирования, когда достаточно заявителю предоставить протоколы испытаний, проведенные в собственных лабораториях производителя товаров, т.е. на основе собственных доказательств безопасности продукции. При проведении испытаний для получения сертификата соответствия не существуют схемы сертификации, предусматривающие применение собственной доказательной базы заявителя (за исключением схемы 9с).
    Принятие декларации о соответствии может проводиться на основе двух видов схем декларирования: на базе собственных доказательств заявителя или с участием третьей стороны. В качестве третьей стороны закон допускает привлечение к работам сертификационную испытательную лабораторию, где проводятся независимые испытания образцов продукции.
  • Схемы сертификации и схемы декларирования, как правило, отличны друг от друга. Чаще всего при оформлении сертификатов соответствия имеется большее количество разрешенных схем сертификации, чем при оформлении декларации соответствия. Но и при получении сертификата соответствия и при оформлении декларации о соответствии в качестве дополнительных доказательств безопасности и качества продукции принимаются сертификаты качества производства (сертификаты систем менеджмента предприятия).
  • Оформление сертификата соответствия всегда требует подтверждение соответствия определенному набору нормативов, которые указываются в Техническом регламенте или в Постановлении Правительства РФ, которые определяют обязательность оформления сертификата соответствия на конкретный вид продукции. При оформлении декларации о соответствии заявитель указывает конкретные нормативные документы, в соответствии с которыми осуществлялся выпуск продукции и на соответствие которых проводится оценка соответствия.
  • При оформлении сертификата соответствия продукции данный документ вносится в государственный реестр сертификатов соответствия и ему присваивается уникальный регистрационный номер. Тоже происходит и с декларацией, которая регистрируется в государственном реестре деклараций соответствия. Эти документы регистрируются в разных реестрах, с разной кодификацией, т.е. должны иметь разные регистрационные номера.

Какая продукция подлежит обязательной сертификации и какой документ выдается по ее результатам?

Характерное для России наложение законодательных норм ТС на национальные привело к существованию нескольких перечней продукции, «попадающей» под обязательную сертификацию, декларирование и госрегистрацию. В итоге оказалось, что некоторые производители не могут разобраться, каким именно требованиям должны соответствовать выпускаемые ими изделия.

Сертификат соответствия ТС выдается по результатам сертификации продукции из перечня, установленного каждым ТР. Сертифицироваться в обязательном порядке должны все товары, попадающие под действие ТР.

Получить интересующую информацию о техрегламентах (стадиях разработки, обсуждения, вхождения в действие) можно на сайте Евразийской экономической комиссии.

Сертификат соответствия ГОСТ Р должен быть получен на продукцию, вошедшую в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982.

Сертификат пожарной безопасности должен быть получен в обязательном порядке на продукцию, указанную в:

  1. Статье 146 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  2. Списке продукции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2009 г. N 241.

Есть ряд принципиально важных моментов, заслуживающих отдельного упоминания в рамках рассматриваемой темы.

Кроме обязательной сертификации в РФ существует обязательное декларирование соответствия. Возможна ситуация, что рассматриваемый товар не должен сертифицироваться, но при этом нужно обязательно оформлять декларацию.

Сертификаты и декларации не составляют исчерпывающего списка разрешительных документов, сегодня в практике использования присутствуют и другие.

При анализе перечней на предмет нахождения в них интересующих товаров, следует проверять не только их наименование, но также коды ОКП/ТН ВЭД и сферу использования.

Какие группы товаров сертифицирует ваш центр?

Основные группы товаров, сертифицируемых Центром:

  • продукция машиностроения (в т. ч. химического и нефтяного, трубопроводная арматура, оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, котельное и другое оборудование
  • приборы и машины электрические бытового и промышленного назначения, вычислительная техника и оргтехника, кабельная продукция
  • кабельная продукция
  • аудио- и видеотехника
  • оптические приборы и аппаратура
  • оборудование технологическое для пищевой, легкой и полиграфической промышленности
  • гаражное оборудование
  • мебель, посуда и товары хозяйственного обихода
  • продукция пищевой и легкой промышленности
  • парфюмерно-косметическая продукция и лакокрасочная продукция
  • аппаратура и средства связи различного назначения
  • игровые автоматы
  • гидро-и пневмооборудование
  • многое другое

Какие документы необходимы для сертификации продукции?

1. Перечень документов для получения сертификата соответствия на партию (ограниченную поставку): 
Без испытаний.

  • заявка, заявка-декларация с печатями фирмы-заявителя
  • контракт(копия)
  • инвойс (копия) или спецификация к контракту
  • внешний вид и краткие технические данные продукции
  • сертификат качества от изготовителя

    2. Перечень документов для получения сертификата соответствия на контракт:

  • Контракт (копия)
  • Паспорт на изделие на русском языке (копия)
  • Образец продукции для испытаний (для некоторых категорий с возвратом и без повреждений)
  • Сертификаты качества, безопасности, санитарно-эпидемиологические, происхождения страны изготовителя (по возможности)
  • При необходимости — санитарно-эпидемиологическое заключение — российское
  • Заявка с печатью фирмы заявителя

    3. Перечень документов для получения сертификата соответствия на серийный выпуск:

  • Доверенность на сертификацию от изготовителя (если нужно)
  • Паспорт на изделие на русском языке (копия)
  • Образец продукции для испытаний (для некоторых категорий с возвратом и без повреждений)
  • Сертификаты качества, безопасности, санитарно-эпидемиологические, происхождения страны изготовителя (по возможности)
  • При необходимости — санитарно-эпидемиологическое заключение — российское
  • Заявка с печатью фирмы заявителя
  • Уставные документы заявителя, акт обследования СЭС, договор аренды (для российского изготовителя)

Какие документы необходимы для экспертизы отечественной продукции?

Как правило, это

  • Свидетельство о регистрации, постановке на учет в налоговую инспекцию, иногда Устав
  • Нормативную или техническую документацию на продукцию (ТУ, состав и пр.)
  • Технические характеристики (паспорт, инструкция или руководство по эксплуатации)
  • Технологические инструкции (регламент, отражающий технологию производства)
  • Акт обследования СЭС условий производства
  • Договор аренды производственных площадей или документ на право собственности
  • Документы, подтверждающие безопасность продукции (сертификаты соответствия, гигиенические сертификаты на сырье и материалы)
  • Протоколы испытаний продукции (при наличии)
  • Образцы продукции, необходимые для санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Какие схемы сертификации используются чаще всего?

Правилами установлено несколько схем сертификации, из которых наиболее часто используются:

  • Схемы №3, 3а: сертификат, выдаваемый в этом случае, часто называют «на серийное производство» или «на изготовителя» (выдается сроком от 1 до 3 лет в зависимости от продукции, результатов испытаний, состояния производства и других факторов);
  • Схемы №2, 7: «на контракт» — предусмотрены для продукции, ввозимой партиями в течении определенного периода, обычно 1-2 года (№2) или для определенного договором (контрактом) количества (№7);
  • Схема №9 — упрощенная схема для единичных образцов продукции или небольших партий. В этом случае сертификат выдается на основании декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие продукции установленным требованиям. Это могут быть протоколы испытаний, сертификат на систему качества по ИСО 9001. Испытания в этом случае не проводятся.

Каков перечень документов, необходимых для сертификации продукции для импортного изготовителя?

Это сертификация по схеме 3, 3а для импортного производителя, чьи интересы на российском рынке будут представлены и чья продукцию будет продаваться.

  • Перечень продукции, выпускаемой предприятием с указанием моделей (каталоги и пр.)
  • Техническое описание конструкции и параметров (обязательно внешний вид, фото)
  • Паспорт (руководство или инструкция по эксплуатации) с техническими характеристиками
  • Этикетка с маркировкой, сопровождающая изделие (косметика, изделия электроники и т.д.)
  • Сертификаты происхождения (копия)
  • Сертификаты качества страны-изготовителя, сертификаты на систему менеджмента качества по ИСО серии 9000 (копия желательно)
  • Доверенность от фирмы-изготовителя с печатью
  • Реквизиты фирмы-изготовителя
  • Гигиеническое заключение (копия, если требуется).

Ответственность испытательных лабораторий

Для проведения испытаний отобранных типовых образцов сертифицированной или декларируемой продукции органы по сертификации заключают договор с испытательными центрами, в котором прописываются условия исследований. При этом в целях сертификации может быть привлечена только испытательная лаборатория, имеющая аттестат аккредитации на такие товары, в соответствии со статьей 26 пунктом 4 ФЗ № 184.

Что касается выбора испытательной лаборатории при декларировании, то он зависит от применяемой схемы декларирования, которыми может быть разрешено осуществление исследований в неаккредитованной лаборатории.

Про сертификаты:  Получение сертификата ISO | Сертификация ИСО

После осуществления испытаний лаборатория обязана предоставить достоверные результаты таких исследований, что также установлено в ФЗ № 184 (статья 26 пункт 4).

Степень ответственности испытательных лабораторий за выдачу недостоверных и необъективных результатов исследований и измерений определяется согласно статье 42 ФЗ № 184.

Ответственность органов по сертификации

В задачи органа по сертификации входит выдача обязательных сертификатов, а также регистрация деклараций о соответствии различных групп продукции. Получение документов заявителем осуществляется только после проверки специалистами органов:

Объект проверки зависит от применяемой схемы сертификации или декларирования. При этом в любом случае сертификат не может быть выдан, а декларация не может быть зарегистрирована органом по сертификации без обоснованных доказательств подтверждения безопасности продукции.

Административная ответственность органа за нарушение правил выполнения работ по сертификации устанавливается в соответствии со статьей 41 ФЗ № 184. Под нарушением при этом понимаются действия, повлекшие за собой:

За необоснованную выдачу сертификатов и регистрацию деклараций органом по сертификации установлена также административная ответственность. В большинстве случаях за нарушение установленных законодательством требований взимается штраф, размер которого определен в сводной таблице штрафов.

Принципы сертификации продукции

На законодательном уровне закреплен ряд принципов, на основе которых на территории страны должна проходить сертификация:

  • сведения о порядке реализации сертификационных процедур доступны для всех заинтересованных лиц;
  • использование обязательной сертификации применительно к объектам, не попадающим под требования техрегламентов, недопустимо;
  • установление списка форм и схем обязательной сертификации в отношении определенных видов продукции в соответствующем техрегламенте;
  • минимизация расходов производителей/импортеров и сроков проведения обязательной сертификации;
  • навязывание добровольной сертификации недопустимо;
  • охрана интересов производителей/импортеров в части защиты информации, полученной о них в ходе сертификационного процесса;
  • запрет на подмену обязательного подтверждения соответствия добровольным.

Рекомендация . таможенные документы

Рекомендации ФТС России и Росаккредитации о порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в Российскую Федерацию товаров в качестве проб и образцов (далее — подконтрольные товары) для целей проведения исследований и испытаний продукции (далее — Рекомендации), разработаны в соответствии с правом Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, техническом регулировании и направлены на информирование участников внешнеэкономической деятельности, органов по сертификации, испытательных лабораторий и заинтересованных лиц (далее — хозяйствующие субъекты) в целях соблюдения хозяйствующими субъектами установленных правил и порядка ввоза в Российскую Федерацию подконтрольных товаров, сокращения времени и минимизации издержек при совершении таможенных операций в отношении продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия, а также в целях профилактики нарушений обязательных требований, предусмотренной положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» как одно из направлений деятельности уполномоченных органов государственной власти в рамках осуществления ими государственного контроля (надзора), направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации.

ФТС России совместно с Росаккредитацией проводится работа, направленная на автоматизацию процессов сверки информации в части, касающейся установления фактов ввоза в Российскую Федерацию участниками внешнеэкономической деятельности проб и образцов продукции для целей проведения процедур оценки ее соответствия обязательным требованиям, а также их реальных исследований и испытаний.

Анализ правоприменительной практики показал, что не все хозяйствующие субъекты надлежащим образом обеспечивают соблюдение права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации при ввозе подконтрольных товаров для проведения исследований и испытаний.

Это приводит к тому, что в ряде случаев в оформляемых сертификатах соответствия и декларациях о соответствии (далее — разрешительные документы) указываются недостоверные сведения о документах (протоколы испытаний), на основании которых выдаются (принимаются) разрешительные документы.

В соответствии со статьей 53 Договора о ЕАЭС от 29.05.2021 продукция, выпускаемая в обращение на территории ЕАЭС, должна быть безопасной.

Статьей 351 Таможенного кодекса (далее — ТК) ЕАЭС установлено, что таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают и выполняют на таможенной территории ЕАЭС функции и задачи по обеспечению соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, а также по защите национальной безопасности государства, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды.

Согласно статье 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Соблюдение запретов и ограничений, которые включают в себя и меры технического регулирования, подтверждается путем представления таможенным органам документов и (или) сведений.

В технических регламентах ЕАЭС устанавливаются обязательные требования к объектам технического регулирования, а также правила идентификации продукции, формы, схемы и процедуры оценки соответствия.

Обязательные требования по безопасности продукции установлены техническими регламентами ЕАЭС и включают в себя процедуры, связанные с:

проведением исследований и испытаний проб и образцов продукции;

обязательной маркировкой продукции;

получением разрешительного документа (сертификат соответствия, декларация о соответствии и др.);

нанесением Единого знака обращения продукции на рынке ЕАЭС («ЕАС»).

В соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации получению разрешительных документов предшествует процедура проведения исследований и испытаний продукции, для которой необходим ввоз в Российскую Федерацию проб и образцов.

Необходимо отметить, что товары, в том числе пробы и образцы, перемещаемые для личного пользования в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом, предназначены исключительно для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц.

Подконтрольные товары, ввозимые в Российскую Федерацию и предназначенные для проведения исследований и испытаний продукции, которая в последующем будет выпускаться в обращение на территории Российской Федерации в ходе коммерческой деятельности и сопровождаться разрешительными документами, полученными на основе протоколов испытаний ввезенных подконтрольных товаров, подлежат таможенному декларированию в общеустановленном порядке (статья 104 ТК ЕАЭС).

Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ЕАЭС, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2021 N 294 (далее — Положение о порядке ввоза), установлено, что при помещении подконтрольных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления представление таможенным органам разрешительных документов не требуется.

При этом таможенному органу в отношении подконтрольных товаров должны представляться копия договора с аккредитованным органом по сертификации (аккредитованной испытательной лабораторией (центром) (далее — аккредитованное лицо) и (или) письмо от аккредитованного лица, подтверждающие необходимое для этих целей количество (вес и объем) ввозимых проб и (или) образцов продукции.

Договор с органом по сертификации может отсутствовать в случае, если декларация о соответствии зарегистрирована самостоятельно с использованием сервиса электронной регистрации деклараций на официальном интернет-сайте Федеральной службы по аккредитации (www.fsa.gov.ru).

Письмо от аккредитованного лица может не представляться таможенным органам в случае, когда необходимое количество подконтрольных товаров указано в гражданско-правовом договоре с аккредитованным лицом (или в дополнительном соглашении к такому договору) под каждый конкретный случай проведения оценки соответствия.

Межгосударственным стандартом ГОСТ 31814-2021 «Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия» (далее — Межгосударственный стандарт ГОСТ 31814-2021) определен порядок отбора проб и образцов. Так, для серийно выпускаемой продукции отбор должен производиться на складе готовой продукции иностранного изготовителя, а для партии продукции на месте нахождения партии (складе временного хранения, таможенном складе) — под таможенным контролем.

В отношении ввозимой в Российскую Федерацию партии продукции в соответствии со статьей 17 ТК ЕАЭС отбор проб и (или) образцов из нее для проведения испытаний может быть осуществлен уполномоченным лицом с разрешения таможенного органа при условии, что данная партия находится под таможенным контролем. Отдельная таможенная декларация на пробы и (или) образцы товаров может не подаваться при условии, что они будут указаны в декларации на товары при помещении товаров под таможенные процедуры.

Для целей оценки соответствия серийно выпускаемой продукции предварительно должен быть осуществлен ввоз в Российскую Федерацию ее проб и образцов (технические регламенты ЕАЭС (Таможенного союза), Решение Комиссии Таможенного союза от 07.04.2021 N 621 «О Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза» (далее — Решение N 621), Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18.04.2021 N 44 «О типовых схемах оценки соответствия» (далее — Решение N 44).

Согласно праву ЕАЭС (Решение N 621, Решение N 44, Межгосударственный стандарт ГОСТ 31814-2021) и законодательству Российской Федерации (Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании») отбор образцов при сертификации продукции осуществляет орган по сертификации или по его поручению испытательная лаборатория (центр).

Отбор образцов при декларировании соответствия осуществляет заявитель или по его поручению орган по сертификации или испытательная лаборатория (Межгосударственный стандарт ГОСТ 31814-2021, Решение N 44).

Про сертификаты:  Кто имеет право на бесплатное получение жилья в 2021 году — Российская газета

Подконтрольные товары для целей подтверждения соответствия могут декларироваться следующими способами:

1) с подачей отдельной декларации на товары (далее — ДТ) с указанием кода особенностей перемещения товаров.

В случае подачи таможенному органу отдельной ДТ на подконтрольные товары она заполняется со следующими особенностями:

в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» указываются «пробы (образцы) для целей подтверждения соответствия)»;

в графе 37 «Процедура» указывается код особенностей перемещения «061» — товары, перемещаемые в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний, в соответствии с Классификатором особенностей перемещения товаров (приложение N 2 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2021 N 378);

в графе 44 под кодом вида документа «01999» указываются реквизиты документов, подтверждающих необходимое количество (вес и объем) ввозимых проб и (или) образцов продукции (копия договора с аккредитованным органом по сертификации (аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и (или) письмо от аккредитованного лица);

2) с подачей Заявления в письменной форме в соответствии с подпунктом 1 пункта 6 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2021 N 263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары» (далее — Решение КТС N 263).

При подаче Заявления в письменной форме при описании товара указывается особенность «пробы (образцы) для целей подтверждения соответствия», а также прикладываются документы, подтверждающие необходимое для этих целей количество (вес и объем) ввозимых проб и (или) образцов продукции (копия договора с аккредитованным органом по сертификации (аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и (или) письмо от аккредитованного лица).

Заявление в соответствии с Решением КТС N 263 может подаваться при ввозе подконтрольной продукции в следующих случаях:

в сопровождаемом или несопровождаемом багаже при соблюдении условий перевозки и хранения продукции. Подконтрольные товары помещаются в места временного хранения под таможенным контролем в соответствии со статьей 99 ТК ЕАЭС;

при пересылке в международных почтовых отправлениях. Перечень товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу ЕАЭС при ввозе и (или) вывозе, пересылка которых в международных почтовых отправлениях запрещена, установлен Решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2021 г. N 338;

3) с подачей реестров экспресс-грузов в соответствии с подпунктом 2 пункта 6 Решения КТС N 263 (с 01.07.2021 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.08.2021 N 142 «О таможенном декларировании товаров, доставляемых перевозчиком в качестве экспресс-груза, с использованием декларации на товары» (далее — Решение N 142).

Документы, подтверждающие гражданско-правовые отношения между заявителем и аккредитованным лицом (копия договора с аккредитованным лицом на оказание услуг по оценке соответствия и (или) письмо от такого аккредитованного лица) указываются в графе 13 Реестра экспресс — грузов (приложение 1 Решения КТС N 263) (в графе «Сведения о документах» декларации на товары для экспресс — грузов в соответствии с пунктом 28 Решения N 142 (с 01.07.2021).

В случае наличия требований, устанавливающих особые условия хранения и транспортировки продукции (герметичная упаковка (тара), специальные температурные условия и другие условия), транспортировка проб (образцов) такой продукции осуществляется в условиях, указанных в товаросопроводительных документах и (или) технических регламентах.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 83 ТК ЕАЭС декларантами подконтрольной продукции могут выступать лица, обладающие полномочиями в отношении такой продукции, а также уполномоченные должностные лица аккредитованных органов, осуществляющие ввоз подконтрольных товаров в Российскую Федерацию в рамках гражданско-правовых отношений по выполнению работ и (или) оказанию услуг, включающих в себя отбор, перемещение, декларирование таможенным органам, испытания проб и образцов продукции, оценку производства, производственный контроль.

В соответствии со статьей 378 ТК ЕАЭС таможенные органы используют систему управления рисками для выбора объектов таможенного контроля и мер по их минимизации.

Так, при проведении таможенного контроля таможенные органы в рамках системы управления рисками применяют формы таможенного контроля, а также меры, обеспечивающие его проведение.

Одной из форм таможенного контроля является проверка таможенных, иных документов и (или) сведений. В соответствии со статьей 324 ТК ЕАЭС целью применения такой формы таможенного контроля является установление достоверности сведений, указанных в документах, правильности их заполнения и оформления, соблюдение условий использования товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Согласно статье 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить дополнительные документы и (или) сведения в случаях если:

подача таможенной декларации не сопровождается представлением документов, подтверждающих сведения, в том числе о соблюдении запретов и ограничений, заявленные в таможенной декларации;

документы, представленные при подаче таможенной декларации, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают соблюдение запретов и ограничений;

таможенным органом выявлены признаки несоблюдения права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.

К запрашиваемым документам и (или) сведениям могут относиться:

документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (декларация о соответствии, сертификат соответствия) (статьи 7 ТК ЕАЭС);

документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию проб и образцов продукции в целях проведения исследований и испытаний (декларация на товары, заявление, реестр экспресс-грузов, акт отбора проб и образцов) (статья 104 ТК ЕАЭС);

документы, подтверждающие гражданско-правовые отношения между заявителем и аккредитованным лицом (копия договора с аккредитованным лицом на оказание услуг по оценке соответствия и (или) письмо от такого аккредитованного лица) (Положение о порядке ввоза);

документы, подтверждающие проведение исследований и испытаний образцов ввозимой продукции (протоколы испытаний, акты инспекционного контроля) (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2021 N 293 «О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и правилах их оформления»; Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»).

В целях сокращения времени и минимизации издержек при совершении таможенных операций в отношении ввозимой продукции, сопровождающейся разрешительными документами, декларант вправе в графе 44 ДТ под кодом вида документа «01999» указать сведения о таможенных документах, подтверждающих ввоз подконтрольных товаров.

Одновременно информируем, что орган по сертификации при формировании дела сертификата соответствия на серийную продукцию обеспечивает хранение и учет следующих документов:

копии договора с аккредитованным лицом на оказание услуг по оценке соответствия и (или) письма от аккредитованного лица, подтверждающие необходимое для этих целей количество (вес и объем) ввозимых проб и (или) образцов продукции;

копии ДТ или иного документа, принимаемого таможенными органами в качестве таможенной декларации в соответствии с ТК ЕАЭС;

копии товаросопроводительных документов;

документов, подтверждающих факт пересечения таможенной границы ЕАЭС (командирования) должностными лицами аккредитованного органа по сертификации (или по его поручению испытательной лаборатории (центра), при проведении работ по оценке соответствия согласно схемам сертификации, предусматривающим в том числе оценку иностранного производства.

При формировании дела сертификата соответствия на партию продукции орган по сертификации обеспечивает хранение и учет следующих документов:

копии договора с аккредитованным лицом на оказание услуг по оценке соответствия и (или) письма от аккредитованного лица, подтверждающие необходимое для этих целей количество (вес и объем) ввозимых проб и (или) образцов продукции;

копии внешнеторгового контракта (договора);

копии товаросопроводительных документов;

копии ДТ или иного документа, принимаемого таможенными органами в качестве таможенной декларации в соответствии с ТК ЕАЭС либо копии акта отбора проб и образцов;

копии разрешения таможенного органа на отбор проб и образцов.

В случае проведения исследований и испытаний проб и образцов продукции в целях принятия (регистрации) декларации о соответствии испытательные лаборатории обеспечивают хранение и учет следующих документов:

копии ДТ или иного документа, принимаемого таможенными органами в качестве таможенной декларации в соответствии с ТК ЕАЭС;

копии договора с аккредитованным лицом на оказание услуг по оценке соответствия и (или) письма от аккредитованного лица, подтверждающие необходимое для этих целей количество (вес и объем) ввозимых проб и (или) образцов продукции;

копии внешнеторгового контракта (договора);

копии товаросопроводительных документов;

копии акта отбора проб и образцов (в случае, если отбор подконтрольных товаров осуществляется от ввозимой партии продукции);

копии разрешения таможенного органа на отбор проб и образцов (в случае, если осуществлен отбор подконтрольных товаров от ввозимой партии продукции).

Наличие указанных документов в делах органа по сертификации и испытательной лаборатории в соответствии с абзацем шестнадцатым статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» свидетельствует о соблюдении процедуры оценки соответствия продукции обязательным требованиям и может подлежать проверке при осуществлении федерального государственного контроля, включая систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности аккредитованными лицами.

При отсутствии в органе по сертификации и испытательной лаборатории таких документов соответствующая информация будет передаваться в ФТС России для рассмотрения вопроса о принятии мер по фактам несоблюдения порядка ввоза товаров в Российскую Федерацию.

Про сертификаты:  ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! ПОЛУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. | Школьный портал Республики Мордовия

По вопросу отбора проб (образцов) от партии ранее ввезенных товаров (выпущенных в свободное обращение или помещенных под иные таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения) сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 3.1 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31814-2021 отбор образцов при обязательном подтверждении соответствия осуществляют для их исследований (испытаний) и измерений в целях распространения полученных результатов на совокупность продукции (представленная партия продукции или серийный выпуск продукции), из которой были извлечены эти образцы.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, при проведении исследований (испытаний) и измерений в целях оценки (подтверждения) соответствия необходимо использовать образцы продукции, подлежащей выпуску в обращение на территории Российской Федерации, в связи с чем ранее выпущенная продукция не может служить в качестве образцов продукции, подлежащей ввозу в целях дальнейшего выпуска в обращение.

Рекомендации носят информационный характер и не являются нормативным правовым актом.

 
Первый заместитель руководителя
Федеральной таможенной службы
Р.В.Давыдов
Заместитель руководителя
Федеральной службы по аккредитации
С.В.Мигин

Сводная таблица штрафов

ПравонарушениеОтветственный исполнительВид наказания (штраф от — до, руб.)Статья КоАП РФ
Для гражданДля должностных лицДля ИПДля юр. лиц
Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, не соответствующих требованиям нормативных правовых актовЗаявитель — продавец1 000 — 2 0003 000 — 10 00010 000 — 20 00020 000 — 30 00014.4
Введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара, при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товараЗаявитель – производитель, продавец, импортер3 000 — 5 00012 000 — 20 000100 000 — 500 00014.7
Сокрытие достоверной информации о реализуемом товаре, об изготовителе, продавце, импортере и о режиме их работы1Заявитель – производитель, продавец, импортер500 — 1 0005 000 — 10 00014.8
Не соблюдение обязательных требований технических регламентов или иных обязательных документов2Заявитель – производитель, продавец, импортер1 000 — 2 00010 000 — 20 00020 000 — 30 000100 000 — 300 00014.43
Не соблюдение обязательных требований технических регламентов или иных обязательных документов, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растенийЗаявитель – производитель, продавец, импортер2 000 — 4 00020 000 — 30 00030 000 — 40 000300 000 — 600 00014.43
Недостоверное декларирование соответствия продукцииЗаявитель – производитель, продавец, импортер15 000- 25 000100 000 – 300 00014.44
Недостоверное декларирование соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, относящейся к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация, либо недостоверное декларирование такой продукции на основании собственных доказательств в случае, если отсутствуют или не могут быть применены документы по стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентовЗаявитель – производитель, продавец, импортер25 000- 30 000300 000- 500 00014.44
Недостоверное декларирование соответствия продукции, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений,Заявитель – производитель, продавец, импортер35 000-50 000700 000 – 1 000 00014.44
Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате или декларации о соответствииЗаявитель – производитель, продавец, импортер20 000 — 40 000100 000 — 300 00014.45
Маркировка продукции единым знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой не подтверждено требованиям технических регламентов3Заявитель – производитель, продавец, импортер10 000 — 20 000100 000 — 300 00014.46
Нарушение правил выполнения работ по сертификации/ декларированию соответствия4Орган по сертификации20 000 — 40 000400 000 — 500 00014.47
Необоснованная выдача или отказ в выдаче сертификата, либо необоснованное приостановление его действия5Орган по сертификации20 000 — 30 00050 000 — 100 00014.47
Нарушение органом по сертификации установленной формы сертификата соответствия или установленных законодательством Таможенного союза правил заполнения формы сертификата соответствия, не повлекшее за собой необоснованной выдачи органом по сертификации сертификата соответствия, —Орган по сертификации5 000 — 10 00010 000 — 20 00014.47
Представление недостоверных результатов исследований6Испытательная лаборатория30 000 — 50 000400 000 — 500 00014.48

Таблица 1. Виды правонарушений в части реализации продукции и ответственность за них

Примечания:

  1. Для начала может быть применено предупреждение.
  2. При возникновении ситуаций, повлекших за собой угрозу причинения вреда жизни или здоровья граждан, размер штрафа может быть удвоен.
  3. При возникновении ситуаций, повлекших за собой угрозу причинения вреда жизни или здоровья граждан, размер штрафа может быть увеличен до 50 000 руб. для должностных лиц и до 1 000 000 руб. для юр. лиц.
  4. В некоторых случаях для должностных лиц предусмотрена административная ответственность в виде дисквалификации на срок до 1 года. Кроме того, при поступлении в обращение продукции, оценка соответствия которой была проведена с нарушениями, ответственность органа по сертификации может вырасти до 1 000 000 руб. или дисквалификации на срок до 3 лет.
  5. В некоторых случаях для должностных лиц предусмотрена административная ответственность в виде дисквалификации на срок до 1 года.
  6. В некоторых случаях для должностных лиц предусмотрена административная ответственность в виде дисквалификации на срок до 3 лет.

Сертификация по требованиям стандартов

Подлежащая обязательной сертификации продукция, применительно к которой еще не разработаны или не введены в действие техрегламенты, сертифицируется в порядке, установленном Постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. № 15. Документом утвержден общий порядок проведения сертификационных работ для обязательной и добровольной сертификации.

Совокупность методов, используемых в процессе испытаний продукции, предполагает:

  • идентификацию изделий (определение принадлежности к классификации, выяснение происхождения товара, соответствие техдокументации и пр.);
  • анализ соблюдения требований по обеспечению безопасности исследуемых изделий.

Сертификация по требованиям техрегламентов

Обязательная сертификация продукции на соответствие техрегламентам производится по требованиям, содержащимся в них самих.

Глава ТР «Подтверждение соответствия» включает список требований к организации сертификационного процесса, а именно:

  • пакету документов, дополняющему заявку на выполнение работ;
  • схеме сертификации, избираемой по типу производства;
  • проведению испытаний;
  • контролю состояния производства (в ряде случаев).

Схемой может предусматриваться периодический инспекционный контроль, призванный подтверждать безопасность изделий, уже прошедших сертификационную процедуру.

При условии, что изделия соответствуют требованиям ТР, они маркируются знаком обращения на рынке. Он не относится к специальным защищенным знакам, а выполняет лишь информационную функцию и наносится заявителем самостоятельно. Если соответствие требованиям ТР не подтверждается, подобная маркировка запрещена.

Когда подтверждено соблюдение требований безопасности, содержащихся в ТР ТС, товары разрешено маркировать единым знаком обращения ЕАС (Евразийское соответствие). Правила его нанесения, способы использования установлены Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2021 г. № 711 «О едином знаке обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза».

Сроки и стоимость изготовления

Для серии продукции сертификат на техрегламент ТС выдается сроком на 5 лет. При проверке партии или одного изделия действие документа равно сроку использования товара. В некоторых случаях после выдачи сертификата, органу по сертификации необходимо раз в год выполнять контроль проверенных ранее продуктов.

На цену сертификата соответствия ТР ТС влияет:

  • конструкционная сложность изделий;
  • применяемая схема оценки;
  • тип продукции;
  • объем и трудоемкость выполняемых лабораторных испытаний.

В среднем стоимость получения документа стартует от 10 тыс. рублей, а срок получения – до 3-х дней. Наш орган по сертификации «Российская Лаборатория Сертификации» имеет полную госаккредитацию, которая позволяет оказывать услуги по выдаче сертификата по техрегламентам ТС по всей территории РФ. Для получения точной стоимости услуги следует заполнить форму на сайте, указав свои контакты.

Схемы сертификации продукции

Термином «схема сертификации» специалисты обозначают набор действий, совершаемых участниками процесса подтверждения соответствия в целях получения доказательств того, что продукция соответствует установленным требованиям.

Количество схем в действующей национальной системе ГОСТ Р — десять (имеются дополнения); схемы определены Постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. № 15.

Техрегалментами ТС предусмотрено девять схем сертификации. Они содержатся в положении «О порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза», принятом Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2021 г. № 621.

Между используемыми схемами ТР ТС и ТР РФ заметны сходства, но при вступлении в силу ТР ТС применение ТР РФ становится недопустимым.

Оцените статью
Мой сертификат
Добавить комментарий