Реализация программы «Сотрудничество» – в интересах каждого жителя Югры

Реализация программы «Сотрудничество» – в интересах каждого жителя Югры Сертификаты
Содержание
  1. Что в 44-фз понимается под демпингом
  2. Основными задачами iso являются:
  3. Что такое ssl-сертификат
  4. Актуальные темы
  5. Антидемпинговые меры
  6. Безопасность данных
  7. Внедрение международных стандартов iso имеет несколько важных преимуществ:
  8. Для кого сертификация обязательна
  9. Добросовестный поставщик: кто он
  10. Доверие к сайту
  11. Если закупка проводится среди субъектов малого и среднего бизнеса
  12. Знаком се маркируется следующая продукция:
  13. Какая информация говорит о добросовестности по 44-фз
  14. Какие виды ssl-сертификатов есть и кто их выдаёт?
  15. Каким сайтам нужен ssl?
  16. Какого участника закупки считают добросовестным
  17. Какой ssl-сертификат выбрать?
  18. Кто обязан иметь сертификат сто pras
  19. На каком этапе закупок предоставляют информацию о добросовестности
  20. Образец подтверждения добросовестности
  21. Порядок оформления
  22. Система «уполномоченного экспортера» как альтернатива сертификатам о происхождении товаров
  23. Сколько ждать результата

Что в 44-фз понимается под демпингом

Демпинг — это, простыми словами, искусственное занижение цены. В госзакупках демпингом считают снижение цены на 25% и больше от начальной максимальной цены контракта. Часто встречается занижение цены и на гораздо больший процент.

В некоторых случаях поставщик, в силу своей неопытности, занижает цену, сам того не осознавая. Это бывает, когда он не учитывает те или иные нюансы, которые вскроются уже при выполнении контракта.

Бывает и такое, что начальная максимальная цена контракта изначально завышена. Заказчик может завысить НМЦК специально или по ошибке, а подрядчик выставить цену адекватную. В итоге разница между ними может превышать 25%.

Есть и другие причины возникновения демпинга: сговор заказчика и поставщика, стратегия «таран» (стратегия выдворения добросовестных поставщиков), мошенничество поставщика. В иных случаях поставщик выставляет низкую цену, потому что ему важна не столько оплата, сколько заключение самого договора. Как бы то ни было, демпинг приводит к определённым последствиям.

Основными задачами iso являются:

  • всестороннее содействие развитию сферы стандартизации, а также смежных видов мировой деятельности в целях эффективного обеспечения обмена услугами, товарами или продукцией на международном уровне;
  • развитие сотрудничества в экономической, интеллектуальной и научно-технической областях.

Поэтому каждому производителю, планирующему выход на международный рынок, а также желающему работать с иностранными партнёрами и повышения, тем самым имиджа предприятия, следует оформлять международный сертификат.

Что такое ssl-сертификат

SSL (Secure Sockets Layer — уровень защищённых сокетов) — это протокол шифрования, который позволяет кодировать данные для более безопасного обмена.

Актуальные темы

В рамках программы «Сотрудничество» на территории городов и районов Югры построены десятки социальных объектов. Все они значимы для югорчан, так как помогают решать жизненно важные вопросы. Это качественные дороги и МФЦ, школы и детские сады, спортивные комплексы и больницы.

«Сотрудничество» органично дополняет те региональные ресурсы, которые задействованы в повышении качества жизни югорчан. Вместе с эффективными действиями региональных властей программа работает на рост благополучия жителей автономного округа.

Результаты работы программы «Сотрудничество» видны и выражаются в качественном росте благополучия жителей. Программа реально работает на интересы югорчан. Самое главное – она не выстраивается вокруг одного направления, а включает весь социально-экономический блок.

Всего за 13 лет действия программы «Сотрудничество» введено в эксплуатацию 190 объектов. Большинство из них имеют социальную направленность, то есть максимально полезны для жителей. Практически в каждом муниципалитете Югры возведены такого рода сооружения.

Например, в Сургуте за годы действия программы введено в эксплуатацию 19 объектов, в Кондинском районе – семь. Но дело здесь не только в количестве, но и в качестве, в адресном, точечном решении той или иной глобальной проблемы, затрагивающей интересы жителей поселка или города.

Связующие дороги жизни

В рамках «Сотрудничества» было построено и реконструировано более 800 км дорог. Каждый день по ним мы ездим на работу, отправляемся на отдых, выезжаем за пределы региона. В частности, такой удобной, быстрой и безопасной дорогой стала магистраль между городами Югорск и Советский. Трасса, по сути, стала недостающим «пазлом» в жизни двух территорий.

В этом году исполняется 10 лет с момента открытия дорожно-мостового реконструированного комплекса через Юганскую Обь, с двумя мостовыми переходами с двухполосным движением в каждом направлении. Он и сегодня имеет огромное значение для региона, так как обеспечивает круглогодичную связь северян с другими регионами России. Таким образом, благодаря программе «Сотрудничество» решена проблема транспортного диалога с «Большой землей».

Современные школы и детские сады

По программе открыты пять новых школ и 34 детских сада. Отметим, что, например, в Сургуте построено целых 10 дошкольных учреждений. В целом, детские сады, оснащенные всеми современными технологиями, появились во многих муниципальных образованиях автономного округа. И это одно из главных достижений «Сотрудничества».

В Югре сегодня ведется активная работа по строительству школ. Часть из них открыты по программе «Сотрудничество». В частности, школа на 800 учащихся в микрорайоне «Гидронамыв» в Ханты-Мансийске.

Комплекс площадью более 18 тысяч квадратных метров включает в себя блоки для начальных и старших классов, спортивный зал, просторную столовую, бассейн. В новой школе также есть большой актовый зал почти на 400 зрителей, библиотека с читальным залом и книгохранилищем.

Здания для «одного окна»

Сегодня многофункциональные центры сопровождают югорчан в важных и значимых моментах жизни. Первый паспорт, свадьба, рождение ребенка, свое дело или новый дом. При этом важно, чтобы все эти услуги предоставлялись быстро и в комфортных условиях. Эта задача решена, во многом, благодаря программе «Сотрудничество».

По ней простроены здания МФЦ в половине муниципалитетах Югры. Например, в Сургутском районе построено три МФЦ: в Лянторе, центр для Сургутского района в Сургуте и комплекс в поселке Белый Яр. Великолепное здание МФЦ недавно открылось и в городском поселении Излучинск Нижневартовского района.

Медицинская помощь на мировом уровне в Югре

Ни для кого не секрет, что современная медицина – это залог долгой и счастливой жизни. «Храмы здоровья» и профессионализм врачей сегодня определяют наше будущее. При этом очень важно чтобы современные медицинские технологии были доступны каждому без необходимости выезжать за пределы региона.

По программе «Сотрудничество» возведен целый ряд ключевых объектов окружного здравоохранения. В их числе участковая больница в селе Полноват Белоярского района и операционно-реанимационный корпус окружного кардиологического диспансера. Отметим, что с запуском последнего объекта потребность жителей округа в высокотехнологичной кардиохирургической помощи практически полностью закрыта.

Итак, по программе «Сотрудничество» в Югре построены новые и безопасные дороги, открыты двери современных школ и детских садов. Иными словами, мы получили десятки востребованных социальных объектов. Именно поэтому эта программа важна, нужна и необходима. Она эффективна и отвечает интересам югорчан.

Детский сад «Березка», п. Горноправдинск

Комплекс «Школа, детский сад, сельский дом культуры, библиотека, врачебная амбулатория», п. Выкатной.

Александр Мальцев 

Название: Реализация программы «Сотрудничество» – в интересах каждого жителя Югры


Количество показов: 1345

Антидемпинговые меры

Для защиты заказчиков от недобросовестных поставщиков при сильном занижении цен применяют антидемпинговые меры. Их проводят по следующим сценариям:

  1. Если цена контракта 15 млн рублей и менее, поставщик предоставляет обеспечения контракта, увеличенное в полтора раза, либо документы, которые удостоверяют его добросовестность по 44-ФЗ.
  2. Если цена контракта более 15 млн рублей, то поставщик в любом случае предоставляет обеспечение контракта, увеличенное в полтора раза.

Такие меры применяются, если цена, предложенная поставщиком, более чем на 24% меньше начальной максимальной цены контракта.

Безопасность данных

Конечно же, стоит начать с этого пункта, ведь в этом заключается основная цель использования SSL-сертификатов. Если вы работаете с персональными данными пользователей, вам просто необходимо их шифровать при передаче к серверу. Само по себе использование сертификата не лекарство от всех бед, злоумышленники могут перехватить данные ещё до момента передачи их на сервер на заражённом компьютере или устройстве посетителя сайта. Однако использование протокола шифрования — значительный вклад в снижение уязвимости сайта.

Внедрение международных стандартов iso имеет несколько важных преимуществ:

  • повышение уровня качества услуг, товаров или продукции;
  • увеличение эффективности на всех производственных этапах, благодаря усовершенствованию структуры управления организации;
  • уменьшение брака и уменьшение потерь во время производственного процесса;
  • увеличение объёмов сбываемой продукции;
  • возможность реализации производимой продукции по мировым расценкам;
  • наличие доверия со стороны иностранных и российских инвесторов или партнёров;
  • увеличение объёмов прибыли и победы в конкурентной борьбе;
  • укрепление деловой репутации предприятия как надёжного и солидного партнёра в глазах инвесторов, поставщиков и кредиторов;
  • увеличение шансов выхода продукции на европейский рынок, для которого обязательным условием является наличие подобного сертификата;
  • возможность участия в тендерах или конкурсах, организаторы которых зачастую допускают компании, имеющие данный сертификат.

Сертификация ISO предполагает главенство качества системы управления, поскольку именно от него, по мнению экспертов, зависят характеристики конечной продукции, включая её стоимость. Поэтому сертификат ISO выступает базовым и главным свидетельством грамотной и правильной организации торговли и производства.

Система международной сертификации предусматривает нанесение соответствующего обозначения или маркировки знаком СЕ на продукцию, попадающую под Директивы маркировки, предназначенной для рынков Европейского экономического пространства и ЕС.

Маркировка знаком СЕ означает, что продукция отвечает всем действующим требованиям, и прошла процедуру её соответствия. В некоторых случаях маркировку СЕ могут называть: СЕ марка, знак СЕ или знак соответствия СЕ.

Для кого сертификация обязательна

Ведение бизнеса во многих сферах деятельности связано с заключением взаимовыгодных контрактов. В такой ситуации обе стороны хотят убедиться, что условия договора будут выполнены. Сертификат СТО PRAS предназначен для оценки технологических рисков и возможных срывов договоренностей.

Сертификация СТО PRAS нужна компаниям, которые хотят:

●      подтвердить наличие стабильно действующих систем менеджмента и контроля качества;

●      увеличить итоговые баллы при участии в госзакупках;

●      повысить лояльность поставщиков.

Сертификация осуществляется на добровольной основе. Вместе с тем, в ее проведении заинтересованы все стороны потенциального контракта. Внедрение стандарта позволяет участвовать в коммерческих торгах, госзакупках, частных договорах поставок.

Добросовестный поставщик: кто он

Добросовестность — это статус, который имеет значение при подписании контракта. Простыми словами, добросовестность поставщика — это факт умения работать с государственными заказчиками, подтверждённый определённым документом, о котором мы поговорим позже.

В зачёт добросовестности идут исключительно сведения из реестра государственных контрактов о тех договорах, которые уже исполнены поставщиком.

Про сертификаты:  Санитар(ка) (340ч) - АНО «НИИДПО»

Один из основополагающих принципов государственных закупок — принцип обеспечения конкуренции. Он подразумевает, что любое заинтересованное лицо может принять участие в госзакупках и стать исполнителем контракта. Конкуренция между участниками должна быть добросовестной, то есть честной.

К недобросовестной ценовой конкуренции относят, в частности, демпинг. О нём мы поговорим в следующем разделе. Но добросовестность проверяют не только по этому параметру: заказчики внимательно изучают уже закрытые поставщиком контракты и проверяют, не уплачивал ли тот неустойки, пени и штрафы.

Если подрядчик некачественно выполнил предыдущие контракты, вероятно, он некачественно выполнит и контракт текущий. Поэтому проверка подрядчика на добросовестность — обязательный этап, который проходят все.

Квалифицированная электронная подпись (КЭП) — необходимый инструмент в сфере закупок. Для этого подойдёт, например, «Астрал-ЭТ» c любым тарифом из линейки «Торги».

Доверие к сайту

Пользователи привыкают, что все крупные проекты используют SSL-сертификаты. Надпись «Защищено» и замочек дают посетителю сайта представление о том, что он и его данные находятся в безопасности.

Все закупки можно разделить на две большие категории:

  1. Закупки на общих основаниях.
  2. Закупки для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для СМП добросовестность по 44-ФЗ имеет большее значение, а для закупок на общих основаниях она требуется реже.

Субъект малого предпринимательства может не платить обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств, а также к нему не применяются антидемпинговые меры. То же относится и к социально ориентированным некоммерческим организациям.

Поставщик должен предоставить заказчику сведения о трёх завершённых контрактах за последние три года, как было сказано в предыдущих разделах. Контракты должны быть исполнены без штрафов и пеней, а их общая сумма должна быть покрывать начальную стоимость текущей закупки. То есть, поставщик должен доказать свою добросовестность.

«Астрал.Тендер» — комплекс услуг для участия в торгах и госзакупках, одним из которых является тендерное сопровождение. Вам помогут найти подходящую закупку и подготовиться к ней, а также принять участие в торгах.

Знаком се маркируется следующая продукция:

  • газовое оборудование;
  • электронное и электротехническое оборудование;
  • водонагреватели;
  • машинное оборудование и его составные части;
  • лифты;
  • ёмкости и оборудование под давлением;
  • драгоценные металлы;
  • игрушки;
  • упаковка и тара;
  • средства индивидуальной защиты и др.

Нанесением соответствующего знака СЕ на свою продукцию или товар изготовитель заявляет о соответствии своего изделия основным требованиям европейских Директив, а также качественности и безопасности для потребителя.

СЕ-маркировка относится к ключевым индикаторам соответствия продукции законодательству ЕС и, в свою очередь, обеспечивает свободное перемещение продукции обозначенной этим знаком на европейском рынке.

В зависимости от уровня безопасности (риска) продукции знак СЕ наносится уполномоченным представителем или изготовителем, которые определяют соответствие продукта требованиям маркировки СЕ.

Сроки проведения сертификации международного образца составляют довольно длительный период и во многом зависят от объёмов производства

Маркировка должна иметь чёткий внешний вид, быть несмываемой и размером не менее 5 мм, однако при необходимости допускается пропорциональное увеличение. При невозможности нанесения знака СЕ из-за внешнего вида товара, то шильдик с маркировкой прикрепляется к сопроводительным документам или упаковке.

Если согласно Директиве в процедуре оценки соответствия требуется участие уполномоченного органа, то за маркировку помещается его идентификационный номер. Проводится это под ответственность уполномоченного органа.

При неправомерном использовании знака международной сертификации СЕ или его злоупотреблении, применяются санкции и процедуры, объём или размер которых может варьироваться в зависимости от национальных уголовных и административных законодательных норм конкретного члена ЕС.

Международная сертификация осуществляется согласно чётким и строгим правилам. Услуги, продукция или товар подвергаются всестороннему изучению, включая проверку качества и возможности продвижения на международный рынок. Объектом изучения и исследования также становятся оборудование, производство и технологии.

В общем, порядок проведения международной сертификации для производителя достаточно сложный процесс, поскольку изготовителю приходится доказывать соответствие его продукции европейским стандартам качества. Поэтому при подаче заявления (заявки) на прохождение сертификации такого типа производитель должен быть полностью уверен не только в качестве изготавливаемой продукции, но и в эффективной организации самого процесса производства.

Сроки проведения сертификации международного образца составляют довольно длительный период и во многом зависят от объёмов производства.

Конечно, процедура международной сертификации является сложным и дорогостоящим мероприятием. Помимо этого производителю необходимо постоянно отслеживать и быть в курсе изменений законодательных норм (Директив) в этой области для своевременного реагирования и соответствующего изменения характеристик и параметров производимой продукции. Однако всё это компенсируется предоставляемыми возможностями в развитии бизнеса.

Какая информация говорит о добросовестности по 44-фз

Как уже было сказано выше, главный источник сведений о добросовестности поставщика по 44-ФЗ являются уже завершённые им контракты. Важно понимать, какую информацию можно из них почерпнуть, какие договоры не будут идти в счёт, кто являлся заказчиком и т.д.

  1. Количество контрактов не должно быть меньше трёх. Поставщик заключает в документ информацию о трёх контрактах, которые выбирает самостоятельно. Все три контракта должны иметь статус «Исполнение завершено» или «Исполнение прекращено».
  2. Период исполнения контрактов должен составлять три года. Информация о контрактах предоставляется за три прошедших календарных года до подачи заявки.
  3. Заказчик и предмет контракта могут быть любыми. Эти факторы никак не влияют на добросовестность, главное, чтобы они были совершены в соответствии с 44-ФЗ.
  4. Штрафы, пени и неустойки не должны быть применены к исполнителю указанных контрактов.
  5. Цена хотя бы одного контракта — не менее 20% от НМЦК.

Каждый из указанных контрактов должен быть включён в реестр. При этом не будут учитываться договоры с единственным поставщиком и «коммерческие» договоры (по 223-ФЗ).

Какие виды ssl-сертификатов есть и кто их выдаёт?

Есть специальные центры сертификации или как ещё называют — удостоверяющие центры (УЦ). Вы могли встречать названия таких УЦ: Symantec, Comodo, GlobalSign, Thawte, GeoTrust, DigiCert. Они подтверждают подлинность ключей шифрования с помощью сертификатов электронной подписи.

Кроме того, есть проекты, CloudFlare или LetsEncrypt, где можно получить сертификат бесплатно и самостоятельно. Такой сертификат выпускается на 3 месяца и далее требует продления. Однако во время их установки и дальнейшей работы есть ряд нюансов, которые стоит учитывать.

Например, при выборе сертификата Cloudflare учтите, что он выдаётся сразу на 50 сайтов. Тем самым сертификат будет защищать не только ваш домен, но и ещё несколько чужих, что несёт за собой риски безопасности. Также у Cloudflare нет печати доверия. Если говорить о недостатках LetsEncrypt, то сюда можно отнести поддержку далеко не всех браузеров, отсутствие гарантии сохранности данных сайта и печати доверия.

Печать доверия — это особый знак, позволяющий посетителям видеть, что соединение с вашим сайтом и все передаваемые данные надёжно защищены.

Итак, существует несколько типов SSL-сертификатов по источнику подписи и типу проверки данных.

  • Самоподписанные. Сертификат подписывается самим сервером. Его может сгенерировать любой пользователь самостоятельно. По сути, он бесполезен, потому что доверять ему будет только компьютер, на котором был сгенерирован такой сертификат. Большинство браузеров при посещении сайта с таким сертификатом выдаст предупреждение, что соединение не защищено.
  • Подписанные доверенным центром сертификации (валидные). Речь о тех самых авторитетных УЦ выше. Сертификат корректно отображается во всех браузерах. Данные сертификата проверены и подтверждены в сертифицирующем центре.

Так вот, разница между самоподписанными сертифкатами и, выданными УЦ, как раз и заключается в том, что браузер знаком с УЦ и доверяет ему, и при использовании такого сертификата ваш посетитель никогда не увидит огромное уведомление о небезопасности ресурса. Купить такой SSL-сертификат можно как напрямую в УЦ, так и через хостинг-провайдеров.

Подписанные доверенным центром сертификаты, в свою очередь, тоже подразделяются по типу проверки данных:

  • DV (Domain Validation) — базовый уровень сертификата, который обеспечивает только шифрование данных, но не подтверждает существование организации. Такие бюджетные сертификаты подойдут физическим и юридическим лицам.
  • OV (Organization Validation) — обеспечивает не только шифрование данных, но и подтверждает существование организации. Такие сертификаты доступны только для юридических лиц.
  • EV (Extended Validation) — это эффективное решение с самым высоким классом защиты, которое активно применяется в онлайн-бизнесе. Для оформления требуется пройти процедуру расширенной проверки, подтвердить законность организации и право собственности на домен.

Сертификаты всех указанных типов обеспечивают шифрование трафика между сайтом и браузером. Кроме того, у них есть дополнительные опции:

  • WildCard — защищает соединение с доменом и всеми его поддоменами.
  • SAN — защищает домены по списку, указанному при получении SSL-сертификата.

Каким сайтам нужен ssl?

SSL-сертификат необходимо подключать к сайтам, которые работают с финансами и персональными данными пользователей. Это интернет-магазины, банки, платёжные системы, социальные сети, почтовые сервисы и любые другие проекты. 

SSL-сертификат лучше ставить с самого начала, чтобы иметь более высокие позиции в поисковых системах. Если всё же изначально не использовался сертификат, то переехать можно быстро, а вот поисковики могут увидеть это только спустя пару месяцев. Тем более сегодня поставить SSL можно и бесплатно.

Какого участника закупки считают добросовестным

Добросовестный участник закупки по 44-ФЗ — это поставщик, который успешно выполнил все предыдущие контракты. В первую очередь он должен отсутствовать в реестре недобросовестных подрядчиков, но заказчик будет проверять его не только на это.

Подтверждение добросовестности поставщика заказчик может найти в реестре заключённых контрактов. Если в течение последних трёх лет поставщик выполнил не менее трёх заказов без штрафов и неустоек, его можно считать добросовестным. При этом цена одного из контрактов должна составлять не менее 25% от НМЦК, установленной заказчиком.

Поставщик может самостоятельно предоставить информацию, подтверждающую его добросовестность по 44-ФЗ. Поговорим о ней в следующем разделе.

С поиском подходящих закупок может помочь «Астрал.Поставщик». Сервис найдёт выгодные предложения, предварительно проанализировав рынок и оценив вероятность на успех.

Какой ssl-сертификат выбрать?

Итак, мы определились с тем, что SSL-сертификаты различаются между собой не только брендом и ценой. Сегодняшний ассортимент предложений предусматривает широкий круг задач, для которых может потребоваться SSL.

Например, если вы просто хотите уберечь пользователей вашего веб-сайта от навязчивых предупреждений браузера о посещении непроверенного сайта, будет достаточно за несколько минут получить простой DV (Domain Validation) сертификат. Если же вы используете свою интернет-площадку для операций, требующих повышенного уровня безопасности данных компании и клиентов — стоит задуматься об EV (Extended Validation) сертификате.

Про сертификаты:  Материнский капитал и ПОД/ФТ

Для выбора оптимального сертификата для определённого сайта нужно изучить, что предлагают центры сертификации, обращая внимание на следующие аспекты:

  • насколько SSL совместим с основными браузерами;
  • на каком уровне происходит защита данных пользователей;
  • насколько масштабная проверка организации проводится;
  • есть ли печать доверия.

Кто обязан иметь сертификат сто pras

Сертификат СТО PRAS — официальный документ, который устанавливает требования к внутреннему аудиту, используемым методам контроля и защиты, а также менеджменту охраны труда. Он необходим компаниям, которые хотят участвовать в тендерах и других способах взаимовыгодного сотрудничества. Оценка по PRAS позволяет определить, насколько велики риски при заключении договоренностей.

На каком этапе закупок предоставляют информацию о добросовестности

Заказчик должен подтвердить свою добросовестность, но, в зависимости от вида госзакупки, он должен делать это в разное время. В таблице отражено, когда заказчик направляет информацию, а также меры, которые будут к нему применены, если он её не предоставит, либо предоставит недостоверные сведения.

Если закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства, действуют немного другие правила.

Образец подтверждения добросовестности

В законе не установлено специальной формы подтверждения добросовестности по 44-ФЗ, поставщик может составить её в любом виде. Хотя никаких правил относительно заполнения этого документа нет, составлять его нужно, используя только ту информацию, которая потребуется заказчику.

В документ нужно включить информацию об уже заключённых контрактах. В ней должны быть отражены следующие сведения:

Чтобы облегчить себе задачу, можно воспользоваться образцом подтверждения добросовестности.

Информацию, как уже было сказано выше, нужно предоставлять за предыдущие три года. Например, если вы подаёте документ в 2021 году, он должен содержать сведения за 2021-2020 года.

Порядок оформления

Для прохождения сертификации нужно подать заявление в лицензирующий орган, а также пройти процедуру проверки. Проверять компанию будут эксперты, определяющие соответствие компании перечню национальных стандартов. По итогам проведения аудита компания получает сертификат или перечень ошибок, которые нужно исправить для успешной сертификации.

Вместе с заявкой компания должна предоставить скан-копии учредительных и уставных документов, а также штатное расписание.

Система «уполномоченного экспортера» как альтернатива сертификатам о происхождении товаров

Стенограмма выступления с заседания Круглого стола, проведенного в декабре 2020 года Международным агентством предпринимательства (МАП) в рамках Международного Конгресса предпринимателей ЕАЭС «Союз без границ: ЕАЭС как основа для развития международного сотрудничества».

«Здравствуйте, уважаемые коллеги! 

Ключевая сфера моей деятельности, как это следует из названия должности и отдела, который я возглавляю в ЕЭК – это формирование правил определения происхождения товаров, их согласование как с государствами – членами ЕАЭС, так и на площадках различных торговых переговоров, которые мы сейчас ведем с третьими странами. Сегодня я выступаю с презентацией Концепции, которая уже не одно десятилетие применяется нашими западными соседями и в перспективе, когда мы ее реализуем (я очень надеюсь, что мы ее реализуем), позволит нам отказаться от применения оригиналов бумажных сертификатов происхождения. 

С 2021 года Российская Федерация, а в последствии и ЕАЭС, последовательно либерализуют таможенно-тарифную политику и активно участвуют в формировании зон свободной торговли. Одна огромная зона свободной торговли, мы все ее прекрасно знаем, это Содружество Независимых Государств. Кроме этого, Союзом было заключено соглашение с Вьетнамом, которое функционирует уже 4 года. Совсем недавно было заключено временное соглашение, ведущее к образованию полноформатного соглашения о свободной торговле с Ираном. Оно действует в течение одного года и уже дает определенные результаты. Были подписаны и находятся сейчас на ратификации соглашения с Сингапуром и с Сербией. Мы находимся в активной стадии проведения переговоров с Индией, Израилем и Египтом. Эти соглашения позволяют компаниям стран, которые подписывают подобные документы, быть освобожденными от уплаты ввозной таможенной пошлины, или уплачивать пониженные ввозные таможенные пошлины на те товары, о которых мы договариваемся в рамках соглашений. 

Несмотря на общий вектор либерализации и направленности на упрощение торговли в рамках таких соглашений, все они, к моему большому сожалению, содержат один архаичный элемент. Чтобы получить тарифную преференцию, необходимо предоставить таможенному органу при импорте, оригинал сертификата о происхождении определенной формы на бумажном носителе. В итоге мы имеем когнитивный диссонанс. С одной стороны все наши руководители активно докладывают о стопроцентном переходе на электронное таможенное декларирование: подавать декларацию теперь можно дистанционно, все документы представляются в таможню в электронном виде. С другой стороны, если ты хочешь получить тарифную преференцию в рамках определенного соглашения, тебе нужно как-то обеспечить представление сертификата о происхождении, который выдается в стране экспорта, в таможенный орган на бумажном носителе. 

Как нам видится, такая ситуация обусловлена излишним консерватизмом, в первую очередь, со стороны государственных органов. Мы постоянно немножко опасаемся чего-то нового, мы постоянно боимся чего-то поменять уже привычное, освоенное нами на практике. Есть определенная ментальная боязнь отказаться от документа с синей печатью, потому что есть бумажка, есть синяя печать, есть льгота, есть решение таможенного органа. Без этого нам пока как-то непривычно. Но не задавались ли мы все с вами вопросом, насколько эта система использования сертификатов происхождения полезна и оправдана для всех участников ВЭД?

Вот как нынешняя система сертификации сейчас работает в Российской Федерации и практически во всех остальных странах ЕАЭС: на каждую поставку производитель или экспортер представляет внушительный пакет документов по своему товару в экспертную организацию. Эта экспертная организация проводит экспертизу и выдает акт экспертизы. Услуга платная. Затем, на основании акта экспертизы Торгово-промышленной палатой (как правило, именно эти организации в наших государствах выдают сертификаты о происхождении для преференциальных целей) выдается сам сертификат о происхождении определенной формы. Услуга также платная. Затем этот сертификат необходимо передать контрагенту в другую страну. Как правило, мы используем для этого экспресс-перевозчиков, а это тоже стоит денег. И далее импортеру нужно отнести этот документ непосредственно в место таможенного декларирования. 

Согласитесь, наверное, эта процедура достаточно затратна, занимает много времени и денег. Конечно, если компания экспортирует товары один-два раза в год, возможно, это оправдано. Один раз ты передал некую ответственность уполномоченному органу, оплатил услуги по сертификации, получил бумагу, и далее на основании нее ты получаешь тарифную преференцию. 

Мы недавно проводили опрос об обременительности подобной процедуры для бизнеса и получили ряд очень интересных комментариев. Написала нам одна организация, которая занимается производством удобрений. Компания добывает удобрения и отправляет их на экспорт. По сути, недорогой товар, добытый ковшом из земли. Ни у кого не должно быть никаких вопросов в происхождении этого товара. Как-то подменять этот товар товаром третьей страны для целей того, чтобы обойти требования по происхождению и получить преференцию в третьей стране – экономически нецелесообразно. Так вот, чтобы получить сертификат происхождения на каждую партию отправляемого товара, компания в среднем затрачивает 3 дня и 300 – 400 долларов США на каждую поставку (стоимость экспертизы, стоимость получения сертификата, стоимость передачи этих документов и т.д.). Возникает вопрос: неужели компания сама не может определить происхождение!?

На 4 слайде вы можете видеть так называемое эволюционное дерево развития документального подтверждения происхождения: какие есть механизмы, и что может применяться в рамках соглашения о свободной торговле. Мы находимся пока в начале этого пути. У нас подтверждение происхождения осуществляется в виде представления сертификата на бумажном носителе. Технология, которая родилась в 1970-х годах и во многих странах уже была пересмотрена. Ряд передовых в области преференциальной торговли стран, в первую очередь ЕС, страны американского континента, страны Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) уже или давно пересмотрели, или начинают пересматривать свои подходы в этой сфере. Они потихоньку движутся к самостоятельному определению происхождения товаров. 

Да, в первую очередь, это вопрос ответственности. Одно дело, когда мы передаем ответственность за определение происхождения экспертной организации, но другие страны пошли по иному пути, который заключается в том, что никто, кроме производителя или экспортера не может лучше знать о том, как его товар произведен и откуда он, собственно, взят. И здесь ответственность возлагается на производителя и экспортера. 

ЕС уже пошел дальше и ввел систему самостоятельного подтверждения происхождения товаров даже для товаров, которые импортируются к ним из развивающихся, наименее развитых стран. Они имплементировали успешно систему REX (зарегистрированного экспортера) и к ней уже присоединились некоторые страны ЕАЭС. Беларусь уже имплементирует ее на практике, Кыргызстан находится на финальной стадии имплементации данной системы. 

Что же это за система уполномоченного экспортера? Система зарегистрированного экспортера очень сильно на нее похожа. Если говорить об уходе от сертификата происхождения в принципе, то наиболее интересной нам видится система, которая применяется ЕС, Европейской ассоциацией свободной торговли, которая называется – система уполномоченного экспортера. Строится эта система на углубленном административном сотрудничестве между таможенными органами в ходе применения конкретного соглашения о свободной торговле. Таможенные органы сторон наделяют особым статусом своих благонадежных (!) экспортеров и позволяют при импорте товаров в другую страну, получать тарифные преференции с предоставлением, так называемой, декларации о происхождении. Компания никуда не обращается, компания просто в письменном виде, указывая свой уникальный идентификационный номер, на инвойсе пишет, что товар происходит из такой-то страны. Делается это по определенному шаблону, но эту декларацию не надо даже подписывать, то есть достаточно проставления уникального идентификационного номера, который выдает таможенная служба. При возникновении обоснованных сомнений в происхождении товаров, таможенный орган страны уже импорта всегда вправе обратиться в таможенный орган страны экспорта с просьбой проверить достоверность данных, указанных в декларации о происхождении. И, если данные каким-то образом были искажены или сфальсифицированы, или основаны на каких-то ложных сведениях, то в таком случае, производителя, который подал такую декларацию, ждет неминуемое наказание, обычно это штрафные санкции. В 100 процентах случаях, это, как правило, также оказывается исключение из реестра уполномоченных экспортеров. 

Про сертификаты:  FSC сертификация

Тем самым возникает ситуация, что уполномоченные экспортеры, как правило, имеют конкурентное преимущество перед простыми экспортерами. Им не надо получать документ. Они освобождены от большой волокиты, которая связана с предоставлением бумаг в таможенный орган. Уполномоченные экспортеры дорожат своим статусом и, тем самым, стремятся выполнять все необходимые требования. Таким образом, они повышают доверие к системе в целом и понижают риски перед таможенными органами, которые (как мы постоянно слышим) заключаются в том, что данные могут быть искажены, что вокруг нас существует определенное количество жуликов, которые пытаются урвать ту или иную преференцию из федерального бюджета и т.д.
В итоге, такая система удобна для всех. Достигается так называемый “win-win” эффект: 

  • участники ВЭД получают значительное сокращение временных и финансовых издержек в процессе получения тарифных преференций, возможность предоставлять абсолютно все документы для целей таможенного декларирования, включая документы о происхождении, повышают свою конкурентоспособность, а также получают более широкий выбор инструментов для получения преференций; 
  • государство же, которое создает подобную систему, уже не на словах, а на практике упрощает условия ведения экспорта, поддерживает здесь и сейчас концепцию электронного декларирования, мотивирует добросовестное осуществление экспортно-импортных операций и развивает международное сотрудничество между таможенными органами. С помощью этой системы таможенные органы взаимодействуют гораздо чаще между собой, развиваются контакты и, что самое главное, создается дополнительно атмосфера доверия, чего, как мне кажется, сейчас так не хватает при взаимодействии между некоторыми странами.

В рамках соглашений, мы начали обсуждать эту систему еще в 2021 году, когда вели переговоры с Европейской ассоциацией свободной торговли. Эти переговоры по политическим причинам не были доведены до конца, но уже тогда мы начали дискутировать внутри ЕАЭС о том, как же можно было бы имплементировать эту систему на практике. Существует два пути имплементации. 

Первый – это создание отдельного института. Эта система будет жить на основании административного регламента, который будет существовать во всех государствах, таможенная служба будет этот регламент вести, исполнять. Будет формироваться реестр благонадежных экспортеров, то есть будут осуществлены все ступени, о которых я уже рассказал: будут предоставляться декларации о происхождении, будет осуществлен контроль, некие институты верификации будут внедрены и т.д. У данного варианта создания отдельного института есть много как сторонников, так и противников. Противники в первую очередь говорят о том, что для этого нужно очень много сделать, нужно много работать, нужно писать много документов, проводить их через Минюст, менять кучу постановлений и нормативной базы, создавать реестр, увеличивать штат сотрудников – это сложно. 

Но есть и второй путь, который мы сейчас также активно предлагаем нашим коллегам. Это разработать данную систему в уже созданном в ЕАЭС институте уполномоченного экономического оператора (УЭО). Мы можем создать упрощение, которое будет доступно как уже действующим УЭО, так и новым, через отдельное упрощение, и тем самым нам не надо будет делать всего того, чего так боятся наши коллеги. Нормативная база у нас под это дело уже подведена (у нас уже есть Таможенный кодекс ЕАЭС). Орган, который ведет систему УЭО (который включает компании, исключает их, следит за добросовестностью исполнения всех условий), уже есть – это ФТС России. Выходит, что практически ничего сложного в имплементации этой системы нет. 

Мы сейчас активно работаем на площадке коллег из таможенного блока. У нас уже состоялось одно экспертное заседание, на которое были приглашены предприниматели, представители бизнес-сообществ. Они активно поддерживали развитие такого механизма, как в качестве отдельного института, так и в качестве элемента системы УЭО. Мы вас всех приглашаем к обсуждению данного вопроса. Мне бы очень хотелось заложить почву для диалога и посеять у вас интерес к данной теме. В случае, если вы будете вовлекаться в нормотворческую деятельность на площадке ЕАЭС, я прошу вас активно высказываться по этому направлению. Я надеюсь, что освещение такой возможности на сегодняшнем круглом столе было полезно и интересно. Спасибо за внимание».

Ответы на вопросы

– Почему мы не можем взять уже существующую систему, ну скажем в Европе? Она доработана. Зачем мы свою разрабатываем? Это же долго, затратно, как Вы говорили.

А. В. Завьялов: Большое спасибо за вопрос. Тут все на самом деле просто. Мы ничего на самом деле в этом плане не изобретаем собственного. Это как раз тот случай, когда можно полностью перенять систему, которая уже апробирована на практике и работает, но для ее имплементации в наше правовое поле тоже требуется время, тоже требуются затраты и в эту работу вовлечено очень много различных интересов. Сами понимаете, во-первых, таможенной службе надо ментально дойти до того, что они «забывают» в некоторых случаях про сертификаты происхождения и лишаются определенного инструмента для углубленного контроля. ТПП придется смириться с некой недоимкой в будущем. Ведь сейчас каждый сертификат стоит денег. Мы не говорим, что расторгаем все обязательства по старым соглашениям и что по старым соглашениям все перейдут на декларации о происхождении, на самостоятельную сертификацию. Мы просто предлагаем подумать о том, что в будущем, в новых соглашениях может случиться так, что не в ста процентах случаях потребуется сертификат происхождения. И это тоже требует дополнительных разъяснений. Единственное, кто при любом раскладе выигрывает, это бизнес, которому предоставляются дополнительные опции по сокращению своего обременения на подтверждение происхождения товаров в рамках свободной торговли.

– Вот Вы говорили о декларации о происхождении. Сейчас декларация о происхождении – это по сути любой документ. Что будет декларацией? Это некий аналог, как в техническом регулировании? То есть: я самостоятельно издаю этот документ вместо сертификата? Или декларацией может быть любой документ, где я укажу тот же инвойс?

А. В. Завьялов: Спасибо за вопрос. В нем уже даже есть элемент ответа. У нас, согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, декларацией является любой коммерческий или товаросопроводительный документ, содержащий информацию о происхождении товаров. В системе уполномоченного экспортера под декларацией о происхождении подразумевается запись определенного конкретного содержания, которую можно ставить на инвойсе. Это было бы более удобно, потому что инвойс в ста процентах случаях есть. В инвойсе прописывается: я, такая-то компания, регистрационный номер уполномоченного экспортера такой-то, свидетельствую, что мой товар происходит их такой-то страны. И все. Ее даже не надо подписывать. Это более вольготная форма декларирования на уже имеющихся товаросопроводительных или коммерческих документах.

– На одном из первых слайдов была стрелочкой показана эволюция системы подтверждения происхождения. Предыдущая ступень, если я правильно помню, электронная сертификация. Говоря о системе уполномоченного экспортера, мы понимаем, что это создание привилегированной касты доверенных участников ВЭД, которые имеют право самостоятельно какие-то сведения подтверждать. Таможенный орган же (будь то наш, будь то зарубежный) этому подтверждению доверяет. Но все остальные как будут жить? Проводится какая-то работа по уходу от бумаг с синими печатями для всей остальной массы участников ВЭД?

А. В. Завьялов: Замечательный вопрос. На самом деле да, работа такая проводится и большой заслугой, я считаю, всех тех, кто вовлечен в систему формирования преференциальных торговых отношений, является общее понимание того, что надо уходить от бумажки с синей печатью. Но при всем при этом до конца отказаться от использования сертификатов, по всей видимости, пока еще время не пришло. Для этих целей мы сейчас работаем над созданием так называемой электронной системы сертификации. То есть, по сути, это будут те же сертификаты о происхождении, но их не надо будет в бумажном оригинале предоставлять в таможенный орган. Есть два пути развития этого направления путь более простой, путь более сложный. Путь более простой это когда уполномоченный орган (к примеру, ТПП) выдает сертификат происхождения экспортеру и информацию о нем вносит в электронную базу данных, которая доступна для таможенных органов. Таможенник, когда получает сертификат о происхождении (здесь мы уже говорим не об оригинале, а можно прикладывать pdf или можно предоставлять копию), входит в систему этого уполномоченного органа и вносит информацию о сертификате. Он видит визуализированное изображение. То есть, как минимум, он понимает, что такой сертификат действительно существует в природе и он может сравнить данные из копии с данными, которые у нас есть в электронной системе и принять на основании этого решение. Система дешевая и на самом деле эффективная. Но система всё же немного неудобная. Не знаю, в курсе вы или нет, что у сотрудников таможни тяжело с интернетом на постах. На некоторых же постах во время работы нельзя использовать мобильные телефоны, а потому они не могут перейти по QR-коду, который будет содержаться в копии сертификата, и посмотреть на этот сертификат у себя со смартфона. Им приходится переходить к отдельной рабочей станции и именно на ней входить в систему. Для этих целей необходимо внедрить следующий, второй этап. Проверка сертификата таможенником в ручную – это был этап 1. Этап 2, который мы сейчас имплементируем с Вьетнамом и с которым мы уже вышли на достаточно завершающую стадию реализации, это так называемая, электронная сертификация посредством передачи данных,  то есть уполномоченный орган, когда будет выдавать сертификат, будет нажимать на кнопку, и эта информация будет пакетироваться в электронный конверт и улетать непосредственно в таможенный орган. И таможенный орган, который будет получать электронную декларацию, у него будут данные в 44 графе о номере сертификата. То есть он будет делать клик и на экране будет появляться непосредственно сертификат о происхождении в XML формате. Эта та конкретика, над которой мы сейчас активно работаем. Не бывает у нас все быстро, это потребует какого-то времени, но мы обязательно справимся. Спасибо.

Сколько ждать результата

Сертификат СТО PRAS действует на протяжении года с момента оформления. Он выдается в электронном виде. Срок получения документа в центре поддержки бизнеса «Купол» — несколько дней.

Оцените статью
Мой сертификат
Добавить комментарий