Разъяснение о допуске без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста – DENTALMAGAZINE.RU

Разъяснение о допуске без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста - DENTALMAGAZINE.RU Сертификаты

Почему после окончания вуза и ординатуры можно работать врачом-специалистом?

Следует разделять понятия «соответствие образования медицинской специальности» и «соответствие специалиста медицинской специальности».

  • Как указано в пункте 1 Условий и Порядка выдачи сертификата специалиста, утвержденных Приказом № 982н, сертификат специалиста свидетельствует о достижении его обладателем уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности.
  • Аналогичный смысл закладывался в понятие аккредитации, под которой понимается процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности (пункт 2 Положения об аккредитации специалистов, утвержденного Приказом Минздрава России от 02.06.2021 № 334н, а также часть 3 статьи 69 Федерального закона от 21.11.2021 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

То есть, сертификация и аккредитация – это не часть образовательного процесса. Сертификат специалиста и свидетельство об аккредитации не являются документами об образовании и (или) квалификации. Их смысл – подтвердить соответствие лица требованиям к медицинской специальности.

Другими словами, сертификация и аккредитация позволяют проверить не соответствие объема полученного образования, а тот факт освоил ли специалист все стадии образования в той мере, чтобы его можно было выпустить в «свободное плавание» по медицинской специальности.

В свою очередь, смысл Приказа № 327н была в том, чтобы позволить в период коронавируса специалистам не подтверждать свое соответствие медицинской специальности. Именно этот этап допуска и был упразднен в условиях эпидемии коронавируса.

В приказе № 327н говорится о том, что на данный момент специалистам достаточно подтвердить тот факт, что им было предоставлено все образование, необходимое для работы по медицинской специальности, и объем этого образования соответствует квалификационным требованиям по этой же специальности.

Тут мы снова возвращаемся к тому, что диплом о высшем (среднем) образовании и диплом об окончании ординатуры свидетельствуют о получении образования по специальностям Минобрнауки, а не по медицинским специальностям. Однако это не так.

Да, эти документы выдаются по образовательным специальностям. Однако давайте посмотрим на квалификационные требования к медицинским специальностям, которые утверждены в Приказе Минздрава № 707н или № 83н. Для примера возьмем медицинскую специальность «сердечно-сосудистая» хирургия.

  • Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия» (это именно образовательные специальности из Приказа Минобрнауки);
  • Подготовка в ординатуре по специальности «Сердечно-сосудистая хирургия» (это также специальность из Приказа Минобрнауки);
  • Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Таким образом, чтобы образование врача сердечно-сосудистого хирурга после окончания ординатуры по «сердечно-сосудистой хирургии» соответствовало требованиям к медицинской специальности, ему необходимо иметь высшее образование и подготовку в ординатуре по образовательным специальностям Минобрнауки.

Другими словами:

Диплом о высшем образовании по образовательной специальностиДиплом об ординатуре по образовательной специальности=Соответствие объема образования медицинской специальности

Приказ № 327н вопреки заблуждениям не требует предоставить документы, в которых бы была ссылка на получение образования по специальности из Приказа № 700н. Это все домыслы и совершенно неверная трактовка законодательства, которая противоречит смыслу и духу Приказа № 327н.

Говорить, что диплом о высшем образовании и диплом об окончании ординатуры не подтверждают соответствие образования медицинской специальности НЕ ВЕРНО. Верно, что данные дипломы выдаются не по медицинским, а по образовательным специальностям, но именно это и подтверждает, что образование специалиста соответствует медицинской специальности, так как требованием к получению медицинской специальности является прохождение образования по специальностям Минобрнауки.

Аналогичный вывод о втором условии, которое указано в подпункте «а» пункта 1 Приложения к Приказу № 327н. Там сказано о соответствии образования квалификационным требованиям по специальности, а не специалиста. Если бы в пункте было указано, что условием допуска является соответствие специалиста квалификационным требованиям, то еще можно было бы сказать, что это соответствие подтверждается только сертификатом или свидетельством об аккредитации.

Таким образом, совершенно очевидно, что выпуск 2020 года сможет работать на должностях среднего медицинского персонала, а также на должностях врачей-специалистов (а не врачей-стажеров) при условии, что ОБЪЕМ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ соответствует тем требованиям, которые указаны для соответствующей медицинской специальности в Приказах Минздрава № 707н и № 83н.

Лица, окончившие ВУЗ и ординатуру в 2020 году*, смогут работать врачами-специалистами. Мнение о том, что им «светит» только должность стажёра – МИФ!

*Судя по комментариям в социальных сетях, больше всего вопрос допуска к работе волнует именно лиц, окончивших ординатуру. Однако дальнейшие выводы в равной степени относятся и к выпускникам ВУЗа, которые планировали работать на врачебных должностях в первичном звене, и к среднему медицинскому персоналу, с учетом соответствующих квалификационных требований (например, для работы на должностях среднего медицинского персонала без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации допуском будет являться диплом о среднем образовании).

Итак, давайте еще раз детально взглянем на подпункт «а» пункта 1 Приложения к Приказу Минздрава № 327н. Для наглядности процитируем его:

  1. В случае чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, допуск физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без получения сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста, до окончания срока действия настоящего приказа осуществляется:а) по определенной специальности <идет сноска на Приказы Минздрава № 700н и 176н> лиц, получивших медицинское, фармацевтическое или иное образование в Российской Федерации, при соблюдении следующих условий:
    • наличие документа об образовании и (или) квалификации, подтверждающего получение образования по данной специальности;
    • соответствие полученного образования квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием <сноска на Приказ № 707н> или квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием <сноска на Приказ № 83н>по данной специальности.
Про сертификаты:  Сертификат о вакцинации потребуется при покупке билетов на поезд или самолет // НТВ.Ru

Сначала рассмотрим аргументы наших коллег о том, почему данный пункт не распространяется на лиц, окончивших ординату, а позже приведем свою позицию.

Итак, основной аргумент заключается в том, что специалисту необходимо предоставить документы об образовании, подтверждающие получение образования по медицинской специальности, перечисленной в Приказе Минздрава № 700н или 176н.

При этом, диплом о высшем или среднем образовании, равно как и диплом об окончании ординатуры выдается по специальностям, указанным в Приказах Минобрнауки от 12.09.2021 № 1061 и от 29.10.2021 № 1199. Условно назовем данные специальности образовательными или учебными.

Названия медицинских специальностей (по Приказам № 700н и 176н) и образовательных специальностей часто очень похожи, но есть и некоторые отличия. Однако сейчас не об этом. Фактически, мы получаем следующую ситуацию:

Диплом о высшем (среднем) образованииПодтверждает получение образования по «образовательной» специальности, указанной в Приказе Минобрнауки № 1061
Диплом об окончании ординатуры
???Подтверждает получение образования по медицинской специальности, указанной в Приказе № 700н или 176н

То есть, существует мнение, что документов, о которых идет речь в подпункте «а» пункта 1 Приказа № 327н не существует в природе. Однако этот вывод в корне неверный.

Если таких документов не существует, то каким же тогда образом все это время выдавались сертификаты специалиста? Давайте посмотрим в Порядок выдачи сертификатов специалиста, утвержденный Приказом Минздрава № 982н. Цитируем пункт 5:

Условиями выдачи организациями сертификата лицам, указанным в пункте 3 настоящих условий и порядка выдачи сертификата медицинским и фармацевтическим работникам (далее — условия и порядок), являются:

  • наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам <идет сноска на Приказ № 707н>.
  • положительный результат сдачи сертификационного экзамена либо положительный результат прохождения государственной итоговой аттестации…

Обращаем внимание на первое условие, где сказано о документах, подтверждающих соответствие образования квалификационным требованиям. Как следует из сноски, такие требования утверждены в Приказе Минздрава России от 08.10.2021 № 707н, который как раз и устанавливает требования в разрезе медицинских специальностей, установленных Приказом № 700н.

То есть, фактически в этом пункте содержатся те же требования, что и в подпункте «а» пункта 1 Приказа № 327н, а именно:

  • Наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам соответствующей специальности, перечисленной в Приказе № 700н (кстати, примерно такая формулировка и была в первой редакции Приказа № 982н).

Далее в пункте 15 Условий и порядка выдачи сертификата специалиста, утвержденных Приказом № 982н, указано, что для сдачи сертификационного экзамена специалисты в том числе предоставляют диплом о высшем (среднем) образовании, диплом об окончании ординатуры и т.д. Это лишний раз подтверждает вывод о том, что в Приказе № 327н речь шла именно об этих документах.

К слову, одним из условий зачисления работников в образовательную или научную организацию для обучения по программам дополнительного профессионального образования (повышение квалификации или профессиональная переподготовка) также является «наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, предъявляемым к соответствующим специалистам с медицинским или фармацевтическим образованием (пункт 9 Приложения к Приказу Минздрава от 03.08.2021 № 66н).

Что же получается, ДПО все это время также не могло проводиться, так как не существовало документов, подтверждающих получение образования по медицинской специальности?

Можно возразить, что выдача сертификатов и ДПО осуществлялись незаконно. Но в таком случае, что мешает Минздраву как он делал это раньше также «незаконно»* допустить лиц, окончивших ординатуру в этом году, к работе на должности врачей-специалистов и среднего медицинского персонала по соответствующим медицинским специальностям, указанным в Приказе № 700н.

*Мы условно говорим «незаконно», так как с нашей точки зрения допуск видится как раз вполне законным, но об этом попозже. Давайте разберем еще одну позицию:

«Документами об образовании и (или) квалификации, подтверждающими образование по медицинской специальности, является тот самый сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации».

И снова мимо. Для этого достаточно посмотреть в статью 60 уже упомянутого нами выше Закона «Об образовании». Там черным по белому указано что такое документы об образовании и (или) квалификации и ни слова не сказано, что к таковым относится сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации.

Кстати говоря, здесь мы подобрались к самому важному вопросу, а именно к глобальному пониманию сути сертификации и аккредитации.

Бланк титула

5. Бланк титула представляет собой отдельный лист размером 160 мм х 212 мм в развернутом виде.

6. Бланк титула изготавливается на бумаге массой *, которая содержит не менее 25% хлопкового или льняного волокна, без оптического отбеливателя, общим двухтоновым водным знаком эмитента по всему полю, являющимся просветно-затененным, обладающим выраженной контрастностью, обеспечивающей его надежный визуальный контроль.

Бумага не имеет свечения в УФ-излучении и содержит не менее двух видов защитных волокон: невидимое волокно с желто-зеленым свечением в УФ-излучении; видимое волокно красного цвета с малиновым свечением в УФ-излучении, контролируемых в видимых или иных областях спектра.

Допускается применение дополнительного защитного волокна, являющегося отличительным признаком предприятия-изготовителя.

7. На лицевой и оборотной сторонах бланка титула ирисовый раскат с наложением двух фоновых сеток, содержащих изображение медицинской символики и Герб Российской Федерации, выполненных с переменными свойствами заполнения и раскопировкой линий. Ирисовый раскат переходит от зеленого к синему и от синего к зеленому.

8. Лицевая и оборотная стороны бланка титула не содержат подчеркиваний и подстрочных пояснительных надписей.

При изготовлении бланка титула не допускается использование растровых структур, в том числе спецрастров.

9. В правой части лицевой стороны титула размещаются оригинальная гильоширная композиция с использованием медицинской символики, выполненная с переменными свойствами заполнения и раскопировкой линий, надписи и изображения с выравниванием по ширине:

надпись “РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ”, выполненная шрифтом Lazurski 10п;

Про сертификаты:  Компенсация за путёвку в детский лагерь до 50% от стоимости: государство вернет до половины стоимости путевки

Государственный герб Российской Федерации в многоцветном исполнении, в том числе бронзовой краской, имеющей оранжевое свечение в УФ-излучении;

надпись “СЕРТИФИКАТ специалиста”, выполненная краской, не имеющей поглощение в ИК-диапазоне спектра, шрифтами Lazurski 37п, Lazurski 11п соответственно;

элемент в виде медицинской символики по центру, выполненный термохромной краской; указанный элемент обладает зеленым свечением под воздействием УФ-излучения.

10. В левой части лицевой стороны бланка титула внизу с выравниванием влево указываются наименование предприятия изготовителя и его местонахождение (город), год изготовления продукции, уровень защиты продукции “Б”.

11. В левой части оборотной стороны бланка титула размещаются надписи и изображение с выравниванием по ширине:

Государственный герб Российской Федерации, в одноцветном исполнении, в овале и оригинальной гильоширной композиции;

надпись “РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ”;

специально разработанная надпись “СЕРТИФИКАТ специалиста”;

высокая нумерация бланка титула, выполненная черной краской, обладающей зеленым свечением под воздействием УФ-излучения;

надпись “СЕРТИФИКАТ ЯВЛЯЕТСЯ ДОКУМЕНТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗЦА”, выполненная шрифтом Lazurski 11п;

надпись “Регистрационный №”, “Город” и “Дата выдачи” выполнены шрифтом Lazurski 11п краской, имеющей поглощение в ИК-диапазоне спектра.

12. В правой части оборотной стороны бланка титула размещаются:

Надписи “Настоящий сертификат свидетельствует о том, что”, “Решением экзаменационной комиссии при”, “допущен к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности”, “Сертификат действителен в течение 5 лет.” с выравниванием по ширине, выполненные шрифтом Lazurski 11п;

Надписи “Председатель экзаменационной (государственной аттестационной) комиссии”, “Ректор/Директор/Руководитель”, “Секретарь” с выравниванием влево, выполненные курсивом; надпись “М.П.” с выравниванием вправо; указанные надписи выполняются шрифтом Lazurski 11п.

______________________________

* В серии диплома, выдаваемого лицу, обучавшемуся в филиале образовательного учреждения, расположенном на территории другого субъекта Российской Федерации, используется код субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено образовательное учреждение.

Приложениек Техническим требованиямк бланку сертификата специалиста

Статья 54. право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью

Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации, — также сертификат специалиста и лицензию.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Врачи в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку. Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку, в порядке устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Врачи или провизоры, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или армацевтической деятельности после прохождения переподготовки в оответствующих учебных заведениях или на основании проверочного спытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.

Работники со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.

Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, а также после получения лицензии на занятие определенными Министерством здравоохранения Российской Федерации видами деятельности, если иное не предусмотрено международным правом.

Статья 55. Порядок и условия выдачи лицам лицензий на определенные виды медицинской и фармацевтической деятельности. Выдачу лицам лицензий на определенные виды медицинской и фармацевтической деятельности осуществляют лицензионные комиссии, создаваемые органом государственного управления субъекта Российской Федерации или местной администрацией по поручению соответствующего органа государственного управления субъекта Российской Федерации. В состав лицензионных комиссий входят представители органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, высших медицинских учебных заведений и учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения. Лицензионные комиссии несут ответственность за обоснованность принимаемых решений.
Лицензия выдается на определенный вид деятельности на основании сертификата специалиста. Выдача лицензии на иной вид деятельности осуществляется отдельной процедурой. Лишение лиц, занимающихся определенными видами медицинской и фармацевтической деятельности, лицензии или приостановление ее действии осуществляется лицензионными комиссиями или по решению суда в случае несоответствия осуществляемой ими деятельности установленным стандартам качества медицинской помощи или положениям, закрепленным настоящими Основами. Действие лицензии возобновляется после повторного лицензирования при исчезновении оснований, по которым было осуществлено лишение лицензии или приостановление ее действия. Решения лицензионных комиссий могут быть обжалованы в соответствующие органы государственной власти и (или) в суд.

Порядок и условия выдачи лицам лицензий на определенные виды медицинской и фармацевтической деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Перечень видов медицинской и фармацевтической деятельности, подлежащих лицензированию, устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Статья 56. Право на занятие частной медицинской практикой.
Частная медицинская практика — это оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами. Частная медицинская практика осуществляется в соответствии с настоящими Основами и другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации. Право на занятие частной медицинской практикой имеют лица, получившие диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на избранный вид деятельности. Разрешение на занятие частной медицинской практикой выдается местной администрацией по согласованию с профессиональными медицинскими ассоциациями и действует на подведомственной ей территории. Контроль за качеством оказания медицинской помощи осуществляют профессиональные медицинские ассоциации и местная администрация. Иное вмешательство местной администрации в деятельность лиц, занимающихся частной медицинской практикой, не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство прямо предусмотрено законом. Запрещение занятия частной медицинской практикой производится по решению органа, выдавшего разрешение на занятие частной медицинской практикой, или суда.

Статья 57. Право на занятие народной медициной (целительством).
Народная медицина — это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Правом на занятие народной медициной обладают граждане Российской Федерации, получившие диплом целителя, выдаваемый министерствами здравоохранения республик в составе Российской федерации, органами управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Решение о выдаче диплома целителя принимается на основании заявления гражданина и представления профессиональной медицинской ассоциации либо заявления гражданина и совместного представления профессиональной медицинской ассоциации и учреждения, имеющего лицензию на соответствующий вид деятельности. Диплом целителя дает право на занятие народной медициной на территории, подведомственной органу управления здравоохранением, выдавшему диплом. Лица, получившие диплом целителя, занимаются народной медициной в порядке, устанавливаемом местной администрацией в соответствии со статьей 56 настоящих Основ. Допускается использование методов народной медицины в лечебно-профилактических учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения по решению руководителей этих учреждений в соответствии со статьей 43 настоящих Основ. Проведение сеансов массового целительства. в том числе с использованием средств массовой информации, запрещается. Лишение диплома целителя производится по решению органа управления здравоохранением, выдавшего диплом целителя, и может быть обжаловано в суд. Незаконное занятие народной медициной (целительством) влечет за собой административную ответственность, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — уголовную ответственность.

Про сертификаты:  Гемотест: ПЦР тест на коронавирус COVID-19 для выезда за границу или въезда в Россию – сдать анализ по доступной цене в Отрадный

Статья 58. Лечащий врач.
Лечащий врач — это врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в амбулаторно-поликлиническом или больничном учреждении. Лечащим врачом не может быть врач, обучающийся в высшем медицинском учебном заведении или образовательном учреждении послевузовского профессионального образования. Лечащий врач назначается по выбору пациента или руководителя лечебно-профилактического учреждения (его подразделения). В случае требования пациента о замене лечащего врача последний должен содействовать выбору другого врача. Лечащий врач организует своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию больного или его законного представителя приглашает консультантов и организует консилиум. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением экстренных случаев, угрожающих жизни больного. Лечащий врач единолично выдает листок нетрудоспособности сроком до 30 дней. Лечащий врач может отказаться по согласованию с соответствующим должностным лицом от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих, в случаях несоблюдения пациентом предписаний или правил внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения. Лечащий врач несет ответственность за недобросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.

Статья 61. Врачебная тайна.
Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями третьей и четвертой настоящей статьи, С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;

4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет дли информирования его родителей или законных представителей,

5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий. Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской федерации.

Статья 62. Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации.
Медицинские и фармацевтические работники имеют право на создание профессиональных ассоциаций и других общественных объединений, формируемых на добровольной основе для защиты прав медицинских и фармацевтических работников, развития медицинской и фармацевтической практики, содействия научным исследованиям, решения иных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью медицинских и фармацевтических работников.

Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации принимают участие:

1) в разработке норм медицинской этики и решении вопросов, связанных с нарушением этих норм:

2)в разработке стандартов качества медицинской помощи, федеральных программ и критериев подготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, в присвоении медицинским и фармацевтическим работникам квалификационных категорий;

3) в лицензировании медицинской и фармацевтической деятельности;

4) в соглашениях по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования и деятельности фондов обязательного медицинского страхования.

Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации республик в составе Российской федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут проводить проверочные испытаний медицинских и фармацевтических работников по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан и выдавать им соответствующий сертификат специалиста, а также вносить предложении о присвоении им квалификационных категорий. Профессиональные медицинские, фармацевгические ассоциации и другие общественные объединения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.

Статья 63. Социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников.
Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:

1) обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда:

2) работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом;

3) защиту своей профессиональной чести и достоинства;

4) получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;

5) совершенствование профессиональных знаний;

6) переподготовку за счет средств бюджетов всех уровней при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятий, учреждений и организаций;

7) страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей:

8) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни;

9) первоочередное получение жилых помещений, установку телефона, предоставление их детям мест в детских дошкольных и санаторно-курортных учреждениях, приобретение на льготных условиях автотранспорта, используемого для выполнения профессиональных обяэанностей при разъездном характере работы, и иные льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с настоящими Основами Министерством здравоохранения Российской Федерации, министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями.

Оцените статью
Мой сертификат
Добавить комментарий