приказ минтранса рф от 15.03.2021 n 62 "об утверждении положения о дипломировании членов экипажей морских судов" (с изменениями и дополнениями) | гарант
Приказ Минтранса РФ от 15 марта 2021 г. N 62
“Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов”
В соответствии со статьей 54 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ “Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001; N 22, ст. 2125; 2003; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004; N 15, ст. 1519; N 45, ст. 4377; 2005; N 52 (ч. I), ст. 5581; 2006; N 50, ст. 5279; 2007; N 46, ст. 5557; N 50, ст. 6246; 2008; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 49, ст. 5748; 2009; N 1, ст. 30; N 29, ст. 3625; 2021; N 27, ст. 3425; N 48, ст. 6246; 2021; N 23, ст. 3253; N 25, ст. 3534; N 30 (ч. I), ст. 4590, ст. 4596; N 45, ст. 6335; N 48, ст. 6728) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о дипломировании членов экипажей морских судов.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 июня 2021 г.
Положение
о дипломировании членов экипажей морских судов
(утв. приказом Минтранса РФ от 15 марта 2021 г. N 62)
I. Общие положения
1. Положение о дипломировании членов экипажей морских судов (далее – Положение) разработано во исполнение статьи 54 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ “Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации”*(1) и на основании Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками (далее – Конвенция ПДНВ)*(2), а также Конвенции Международной организации труда N 69 о выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации*(3).
2. Настоящее Положение устанавливает порядок прохождения подготовки, учета стажа плавания, проведения квалификационных испытаний кандидатов на получение дипломов, порядок выдачи дипломов, подтверждений о признании дипломов, выданных иностранным государством, квалификационных свидетельств, подтверждений к дипломам для работы на танкерах (нефтяных, газовозах, химовозах), свидетельств о квалификации судовых поваров (далее – квалификационные документы), требуемых в соответствии с Конвенцией ПДНВ для членов экипажей судов, используемых в целях торгового мореплавания (далее – морские суда), за исключением маломерных судов используемых в некоммерческих целях и спортивных парусных судов, внесения в квалификационные документы ограничений, предусмотренных Конвенцией ПДНВ, а также порядок продления и учета квалификационных документов (далее – дипломирование).
3. Квалификационные документы, выданные другими государствами – участниками Конвенции ПДНВ, подтверждаются на основании запросов в случаях, предусмотренных Конвенцией ПДНВ, при наличии международных соглашений о признании Российской Федерацией квалификационных документов, выданных соответствующим иностранным государством, с выдачей подтверждения о признании квалификационного документа, выданного иностранным государством, для работы на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с настоящим Положением.
Квалификационные документы, выданные в соответствии с настоящим Положением, в случаях, предусмотренных Конвенцией ПДНВ, при наличии международных соглашений о признании соответствующим иностранным государством квалификационных документов, выданных Российской Федерацией, подтверждаются информационной системой государственного портового контроля (далее – информационная система) по запросам, направляемым в информационную систему в соответствии с пунктами 14 и 15 Правила I/2 Конвенции ПДНВ.
II. Организация дипломирования
9. К дипломированию в соответствии с настоящим Положением допускаются лица не моложе 18 лет, годные по состоянию здоровья для работы на морских судах и занятия должностей членов экипажей морских судов, предусмотренных настоящим Положением, получившие образование в российских образовательных организациях, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности, освидетельствованную систему стандартов качества подготовки в соответствии с Правилом I/8 Конвенции ПДНВ, осуществляющих обучение по программам подготовки в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ и настоящего Положения, направляющих в информационную систему информацию о выданных документах, предусмотренных настоящим Положением, и признанных в установленном порядке*(5) (далее – морские образовательные организации) или иностранных учебных заведениях, соответствующих требованиям Конвенции ПДНВ, прошедшие подготовку для экипажей морских судов в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ и настоящим Положением в морских образовательных организациях и/или в учебно-тренажерных центрах, имеющих освидетельствованную систему стандартов качества подготовки в соответствии с Правилом I/8 Конвенции ПДНВ, направляющих в информационную систему информацию о выданных документах, предусмотренных настоящим Положением, и освидетельствованных в установленном порядке*(6) (далее – УТЦ), соответствующие требованиям к стажу работы на судне согласно настоящему Положению, и в соответствии со следующими условиями:
граждане Российской Федерации, окончившие морские образовательные организации Российской Федерации или имеющие квалификационные документы, выданные Российской Федерацией;
граждане Российской Федерации, окончившие иностранные учебные заведения и имеющие квалификационные документы, выданные Российской Федерацией;
иностранные граждане и лица без гражданства, окончившие морские образовательные организации Российской Федерации или имеющие квалификационные документы, выданные Российской Федерацией.
III. Проведение квалификационных испытаний
15. Основанием для проведения квалификационных испытаний кандидата на получение квалификационных документов является его заявление на имя капитана морского порта, в котором образована МКК, с просьбой провести квалификационные испытания.
16. Квалификационные испытания проводятся не позднее десяти рабочих дней со дня подачи заявления методом письменного или компьютерного тестирования по компьютерным программам и базам данных или перечню вопросов, согласованных Росморречфлотом, и устного собеседования по результатам тестирования. Оценка результатов квалификационных испытаний производится по двухбалльной системе: (“сдал”), (“не сдал”).
17. При положительных результатах квалификационных испытаний кандидата выносится заключение о его соответствии требованиям, предписанным для функции, уровня ответственности и должности, вносимых в соответствии с разделом А-I/1 Кодекса ПДНВ в выдаваемый диплом или квалификационное свидетельство. Результаты квалификационных испытаний оформляются протоколом квалификационных испытаний.
IV. Учет стажа работы на судне и практической подготовки в морских образовательных организациях
20. Для учета стажа плавания представляются справки о плавании, заверенные судовыми печатями, на русском и/или английском языках, подписанные капитаном судна, а для судовых механиков, электромехаников и рефмехаников – также старшим механиком и содержащие следующую информацию:
фамилия, имя, отчество члена экипажа морского судна, другие части имени, если такие имеются;
дата рождения члена экипажа морского судна;
должность члена экипажа морского судна согласно судовой роли;
наименование судовладельца, адрес, контактные телефоны, номер факсимильной связи, адрес электронной почты судовладельца;
название и номер ИМО судна;
флаг и порт приписки судна;
валовая вместимость;
тип судна и род перевозимого груза (грузов);
мощность двигательной установки и тип судовой силовой установки;
мощность судового электрооборудования (для электромехаников);
холодопризводительность судовой холодильной установки (для судовых рефмехаников);
районы плавания судна и порты захода;
дата начала и дата окончания работы члена экипажа морского судна на судне;
общая продолжительность плавания и продолжительность прибрежного плавания;
для морской плавучей платформы (далее – МПП) – продолжительность нахождения в плавании и продолжительность нахождения в стационарном положении;
фамилии лиц, подписавших справку о плавании.
Для лица, проходящего на судне практику или стажировку, в справке о плавании указывается характер выполнявшейся таким лицом работы, включая общее время несения ходовой вахты под наблюдением дипломированного специалиста по соответствующей специальности, фамилия, имя и отчество (при наличии) такого специалиста и его квалификация по диплому.
В справке о плавании на судне, плавающем под Государственным флагом Российской Федерации, указывается подтверждение выполнения требования пункта 6 Правила I/11 Конвенции ПДНВ в части обновления знаний национальных и международных документов, перечень которых публикуется Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 Правила I/2 Конвенции ПДНВ на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
21. Капитан морского порта составляет заключение о стаже плавания на основании полученных справок о плавании или справок о выполнении учебной программы, которые приобщаются к дипломному делу. По требованию заявителя копия заключения о стаже плавания представляется заявителю. При проверке правильности данных, приведенных в справках о плавании для составления заключения о стаже плавания, капитаном морского порта используются сведения, полученные на основании записей в мореходной и/или трудовой книжке, паспорте моряка, удостоверении личности моряка, судовой роли, письменного подтверждения уполномоченного должностного лица судовладельца, уполномоченного должностного лица организации, осуществляющей деятельность, связанную с трудоустройством члена экипажа морского судна.
22. В стаж плавания включаются время стоянки судна в порту в процессе непрерывного плавания, время нахождения судна в ремонте, время работы МПП в стационарном положении, в совокупности не более одного месяца.
Для учета стажа плавания на судне все дни неполных месяцев пересчитываются пропорционально 30 дням.
В стаж плавания судоводителей и членов экипажей, несущих ходовую вахту на ходовом мостике, включается исполнение обязанностей на несамоходных судах, на плавучих энергоблоках и на несамоходных МПП во время их морской буксировки. В стаж плавания судоводителей включается время нахождения МПП на переходах.
В стаж плавания судомехаников, электромехаников, рефмехаников и рядового состава экипажа морского судна, несущего ходовую вахту, включается время работы на несамоходных судах, на плавучих энергоблоках и МПП во время морской буксировки и время обслуживания судовых механизмов на ходу и в стационарном положении.
25. Стаж плавания иного, чем прибрежное плавание и плавание по внутренним водным путям, включая плавание для захода в порт и выхода из порта, стоянку в порту до 30 суток, учитывается для выдачи любого квалификационного документа судоводителя.
26. Стаж плавания в прибрежном плавании, включая плавание для захода в порт и выхода из порта, а также плавание по внутренним водным путям Российской Федерации до 30 суток, учитывается для выдачи квалификационного документа судоводителя прибрежного плавания.
27. Стаж плавания на судах, осуществляющих плавание только во внутренних морских водах и на внутренних водных путях Российской Федерации, а также в акваториях морских портов, учитывается для получения квалификационных документов судоводителей прибрежного плавания, при этом в квалификационный документ вносится ограничение “Только портовое плавание”.
28. Стаж плавания для судовых механиков, электромехаников и рефмехаников учитывается при эксплуатации главной двигательной установки, электрооборудования и рефустановки, соответственно, независимо от района плавания.
30. Для выдачи первичных дипломов судомехаников, рефмехаников и электромехаников дополнительно к стажу плавания на судах учитывается практика по судоремонту продолжительностью не менее двух месяцев. Практика по судоремонту осуществляется в учебно-производственных мастерских, на судоремонтных предприятиях, а также на судах, находящихся в эксплуатации.
31. Для получения дипломов рефмехаников учитывается стаж плавания на судах при условии обслуживания судовой холодильной установки. Учет стажа плавания на судах с одно или двухступенчатой судовой холодильной установкой производится раздельно.
32. Для судовых радиоспециалистов учитывается стаж плавания на судах независимо от района плавания в должности капитана, помощников капитана или практиканта, судовых радиоспециалистов, выполняющих обязанности по ГМССБ. В стаж плавания засчитывается работа по обслуживанию береговых объектов ГМССБ.
V. Документы, необходимые для первичного получения квалификационных документов и для получения квалификационных документов при обмене на более высокий уровень
34. Кандидат на получение квалификационного документа предъявляет документ, удостоверяющий личность, и документ, выданный в соответствии с требованиями Правила I/9 Конвенции ПДНВ, подтверждающий годность для работы на судах по состоянию здоровья, а также предъявляет следующие документы:
заявление на имя капитана морского порта, в котором создана МКК;
фото чёрно-белое или цветное на матовой бумаге размером 3,5 х 4,5 см без уголков – 3 штуки;
копию документа, удостоверяющего личность;
копию документа, выданного в соответствии с требованиями Правила I/9 Конвенции ПДНВ, подтверждающего годность для работы на судах по состоянию здоровья.
35. Для получения диплома вахтенного помощника капитана, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, предъявляются следующие документы:
2) диплом оператора ограниченного района ГМССБ или диплом оператора ГМССБ;
3) документы, подтверждающие выполнение учебных программ или справки о плавании, подтверждающие стаж плавания не менее 12 месяцев, в том числе не менее шести месяцев с выполнением обязанностей вахтенного помощника-стажёра или практиканта на самоходных судах валовой вместимостью 500 и более под руководством капитана, дипломированного специалиста или квалифицированного руководителя практики, выданные в соответствии с настоящим Положением;
36. Для получения диплома старшего помощника капитана, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо предъявить следующие документы:
1) документ о получении высшего профессионального образования в области судовождения в морской образовательной организации по программе, соответствующей требованиям Конвенции ПДНВ и настоящего Положения, согласованной Росморречфлотом;
2) диплом вахтенного помощника капитана;
3) диплом оператора ГМССБ;
4) справки о плавании в должности вахтенного помощника капитана не менее 18 месяцев, в том числе не менее 12 месяцев на судах валовой вместимостью 500 и более за предшествующие пять лет;
5) свидетельство о прохождении подготовки в морской образовательной организации по программе подготовки старших помощников капитана, согласованной Росморречфлотом, в соответствии с Правилом II/2 Конвенции ПДНВ;
6) свидетельства, указанные в подпункте 4 пункта 35 настоящего Положения.
37. Для получения диплома капитана, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо предъявить следующие документы:
1) документ о получении высшего профессионального образования в области судовождения в морской образовательной организации по программе, соответствующей требованиям Конвенции ПДНВ и настоящего Положения, согласованной Росморречфлотом;
2) диплом старшего помощника капитана;
3) диплом оператора ГМССБ;
4) справки о плавании на судах валовой вместимостью 500 и более в должности старшего помощника капитана не менее 18 месяцев, в том числе не менее 12 месяцев за предшествующие пять лет;
5) свидетельство о прохождении подготовки в морской образовательной организации по программе подготовки капитанов, согласованной Росморречфлотом, в соответствии с Правилом II/2 Конвенции ПДНВ;
6) свидетельства, указанные в подпункте 4 пункта 35 настоящего Положения.
38. Для получения диплома вахтенного помощника капитана прибрежного плавания, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо предъявить следующие документы:
1) документ о получении высшего или среднего профессионального образования в области судовождения в морской образовательной организации по программе, соответствующей требованиям Конвенции ПДНВ и настоящего Положения, согласованной с Росморречфлотом;
2) диплом оператора ограниченного района ГМССБ или диплом оператора ГМССБ;
3) документы подтверждающие выполнение учебных программ или справки о плавании, подтверждающие стаж плавания не менее 12 месяцев, в том числе не менее шести месяцев с выполнением обязанностей вахтенного помощника-стажёра или практиканта на самоходных судах валовой вместимостью 500 и более под руководством капитана, дипломированного специалиста или квалифицированного руководителя практики;
4) свидетельства, указанные в подпункте 4 пункта 35 настоящего Положения.
41. Для получения диплома вахтенного помощника капитана прибрежного плавания судов валовой вместимостью менее 500, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо предъявить следующие документы:
1) документ о получении высшего или среднего профессионального образования в области судовождения в морской образовательной организации по программе, соответствующей требованиям Конвенции ПДНВ и настоящего Положения, согласованной Росморречфлотом;
2) диплом оператора ограниченного района ГМССБ или диплом оператора ГМССБ;
3) документы подтверждающие выполнение учебных программ или справки о плавании, подтверждающие стаж плавания не менее 12 месяцев, в том числе не менее шести месяцев с выполнением обязанностей вахтенного помощника-стажёра или практиканта на самоходных судах под руководством капитана, дипломированного специалиста или квалифицированного руководителя практики;
4) свидетельства, указанные в подпункте 4 пункта 35 настоящего Положения.
42. Для получения диплома капитана прибрежного плавания судов валовой вместимостью менее 500, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо предъявить следующие документы:
1) диплом вахтенного помощника капитана или диплом старшего помощника капитана, или диплом вахтенного помощника капитана прибрежного плавания, или диплом старшего помощника капитана прибрежного плавания, или диплом вахтенного помощника капитана прибрежного плавания судов валовой вместимостью менее 500;
2) диплом оператора ГМССБ;
3) справки о плавании в должности вахтенного помощника капитана, или старшего помощника капитана, или вахтенного помощника капитана прибрежного плавания, или старшего помощника капитана прибрежного плавания, или вахтенного помощника капитана прибрежного плавания судов валовой вместимостью менее 500 не менее 18 месяцев, в том числе не менее 12 месяцев за предшествующие пять лет;
4) свидетельства, указанные в подпункте 4 пункта 35 настоящего Положения.
42.1. Для получения диплома механика судов с главной двигательной установкой менее 750 кВт, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо предъявить следующие документы:
1) документ о получении профессионального образования или профессионального обучения в области эксплуатации главной судовой двигательной установки по программе, соответствующей требованиям Правила III/1 Конвенции ПДНВ и настоящего Положения, согласованной Росморречфлотом;
2) документы, подтверждающие освоение программ профессионального образования или профессионального обучения, или справки о плавании, подтверждающие стаж плавания не менее 12 месяцев, в том числе не менее шести месяцев практикантом на судах с выполнением обязанностей по обслуживанию главной двигательной установки под руководством старшего механика, дипломированного специалиста или квалифицированного руководителя практики;
3) свидетельства, указанные в подпункте 3 пункта 43 настоящего Положения.
43. Для получения диплома вахтенного механика, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо предъявить следующие документы:
2) документы подтверждающие выполнение учебных программ или справки о плавании, подтверждающие стаж плавания не менее 12 месяцев, в том числе не менее шести месяцев с выполнением обязанностей вахтенного механика-стажера или практиканта на судах с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт и более под руководством старшего механика, дипломированного специалиста или квалифицированного руководителя практики и прохождение практики по судоремонту;
45. Для получения диплома второго механика, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо предъявить следующие документы:
1) документ о получении высшего профессионального образования в области эксплуатации судовой двигательной установки в морской образовательной организации по программе, соответствующей требованиям Конвенции ПДНВ и настоящего Положения, согласованной Росморречфлотом;
2) диплом вахтенного механика или диплом второго механика судов с главной двигательной установкой мощностью менее 3000 кВт;
3) справки о плавании не менее 18 месяцев на судах с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт и более в должности вахтенного механика, в том числе не менее шести месяцев на судах с главной двигательной установкой мощностью 3000 кВт и более за предшествующие пять лет;
4) свидетельство о прохождении в морской образовательной организации подготовки вторых механиков по программе, согласованной Росморречфлотом, в соответствии с Правилом III/3 Конвенции ПДНВ;
5) свидетельства, указанные в подпункте 3 пункта 43 настоящего Положения.
47. Для получения диплома старшего механика, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо предъявить следующие документы:
1) документ о получении высшего профессионального образования в области эксплуатации судовой двигательной установки в морской образовательной организации по программе, соответствующей требованиям Конвенции ПДНВ и настоящего Положения, согласованной с Росморречфлотом;
2) диплом второго механика или диплом старшего механика судов с главной двигательной установкой мощностью менее 3000 кВт;
3) справки о плавании не менее 18 месяцев в должности второго механика на судах с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт и более, в том числе не менее 12 месяцев на судах с главной двигательной установкой мощностью 3000 кВт и более за предшествующие пять лет (с дипломом второго механика), или справки о плавании, подтверждающие стаж работы на судах в должности второго механика не менее 12 месяцев на судах с главной двигательной установкой мощностью более 3000 кВт за предшествующие пять лет (с дипломом старшего механика на судах с главной двигательной установкой мощностью менее 3000 кВт);
4) свидетельство о прохождении в морской образовательной организации подготовки по программе подготовки старших механиков, согласованной Росморречфлотом, в соответствии с Правилом III/3 Конвенции ПДНВ;
5) свидетельства, указанные в подпункте 3 пункта 43 настоящего Положения.
48. Для получения диплома судового электромеханика, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо предъявить следующие документы:
1) документ о получении высшего или среднего профессионального образования в области эксплуатации судового электрооборудования и автоматики в морской образовательной организации по программе, соответствующей требованиям Конвенции ПДНВ и настоящего Положения, согласованной Росморречфлотом;
2) документы, подтверждающие выполнение учебных программ или справки о плавании, подтверждающие стаж плавания на самоходных судах не менее 12 месяцев, в том числе не менее шести месяцев с выполнением обязанностей электромеханика-стажёра или практиканта под руководством старшего электромеханика, дипломированного специалиста или квалифицированного руководителя практики, и справку о прохождении практики по судоремонту;
3) свидетельства, указанные в подпункте 3 пункта 43 настоящего Положения.
50. Для получения диплома рефрижераторного механика третьей категории, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо предъявить следующие документы:
1) документ о получении высшего или среднего профессионального образования в области эксплуатации судовых рефрижераторных установок в морской образовательной организации по программе, соответствующей требованиям Конвенции ПДНВ и настоящего Положения, согласованной Росморречфлотом;
2) документы, подтверждающие выполнение учебных программ или справки о плавании, подтверждающие стаж плавания не менее 12 месяцев, в том числе не менее шести месяцев с выполнением обязанностей рефрижераторного механика-стажёра или практиканта на судах по обслуживанию рефрижераторных установок под руководством рефрижераторного механика, дипломированного специалиста или квалифицированного руководителя практики, и справку, подтверждающую прохождение производственной практики по судоремонту;
3) свидетельства, указанные в подпункте 3 пункта 43 настоящего Положения.
54. Для получения диплома оператора ограниченного района ГМССБ, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо предъявить следующие документы:
3) свидетельства, указанные в подпункте 3 пункта 43 настоящего Положения.
55. Для получения диплома оператора ГМССБ, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо предъявить следующие документы:
2) справки о плавании на судах не менее шести месяцев с выполнением обязанностей по радиосвязи;
4) свидетельства, указанные в подпункте 3 пункта 43 настоящего Положения.
56. Для получения диплома радиоэлектроника второго класса ГМССБ, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо предъявить следующие документы:
1) документ о получении высшего или среднего профессионального образования в области радиосвязи или в области судовождения в морской образовательной организации по программам, соответствующим требованиям Конвенции ПДНВ и настоящего Положения, согласованным Росморречфлотом;
2) документы, подтверждающие выполнение учебных программ или справки о плавании, подтверждающие стаж плавания не менее шести месяцев с выполнением обязанностей по радиосвязи;
3) свидетельство, выданное морской образовательной организацией, о прохождении подготовки радиоэлектроников второго класса ГМССБ по программе, согласованной Росморречфлотом;
4) свидетельства, указанные в подпункте 3 пункта 43 настоящего Положения.
58. Для получения квалификационного свидетельства вахтенного матроса, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо представить следующие документы:
1) свидетельство о прохождении в морской образовательной организации подготовки по программе “вахтенный матрос”, согласованной Росморречфлотом, или документ о получении высшего или среднего профессионального образования в области судовождения в морской образовательной организации по программе, соответствующей требованиям Конвенции ПДНВ и настоящего Положения, согласованной Росморречфлотом;
2) справки о плавании с выполнением обязанностей по несению вахты на ходовом мостике под наблюдением дипломированного специалиста не менее двух месяцев;
3) свидетельство, выданное УТЦ, о начальной подготовке по безопасности в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ по согласованной Росморречфлотом программе;
4) свидетельство, выданное УТЦ, о подготовке по охране в соответствии с Правилом VI/6 Конвенции ПДНВ по согласованной Росморречфлотом программе.
60. Для получения свидетельства о квалификации судового повара, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо предъявить следующие документы:
1) свидетельство о подготовке или переподготовке по программе “повар судовой”, согласованной Росморречфлотом, выданное морской образовательной организацией, или свидетельство о подготовке по профессии “повар”, выданное образовательными организациями Российской Федерации;
2) справки о плавании на судах в должности помощника (дублера, практиканта) судового повара в течение одного месяца за последние три года;
3) свидетельство, выданное УТЦ, о начальной подготовке по безопасности в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ по согласованной Росморречфлотом программе;
4) свидетельство, выданное УТЦ, о подготовке по охране в соответствии с Правилом VI/6 Конвенции ПДНВ по согласованной Росморречфлотом программе.
61. Для получения квалификационного свидетельства вахтенного моториста, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо предъявить следующие документы:
1) свидетельство о подготовке в морской образовательной организации по программе “вахтенный моторист”, согласованной Росморречфлотом, или документ о получении высшего или среднего профессионального образования в области эксплуатации главной двигательной установки в морской образовательной организации по программе, соответствующей требованиям Конвенции ПДНВ и настоящего Положения, согласованной Росморречфлотом;
2) справки о плавании с выполнением обязанностей по несению вахты в машинном отделении под наблюдением дипломированного специалиста не менее двух месяцев;
3) свидетельство, выданное УТЦ, о начальной подготовке по безопасности в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ по согласованной Росморречфлотом программе;
4) свидетельство, выданное УТЦ, о подготовке по охране в соответствии с Правилом VI/6 Конвенции ПДНВ по согласованной Росморречфлотом программе.
63. Для получения квалификационного свидетельства судового электрика, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо предъявить следующие документы:
1) свидетельство о подготовке в морской образовательной организации по программе “судовой электрик”, согласованной Росморречфлотом, или документ о получении высшего или среднего профессионального образования в области эксплуатации судового электрооборудования и автоматики в морской образовательной организации по программам, соответствующим требованиям Конвенции ПДНВ и настоящего Положения, согласованным Росморречфлотом;
2) справки о плавании с выполнением обязанностей по обслуживанию судового электрооборудования под наблюдением дипломированного специалиста не менее шести месяцев;
3) свидетельство, выданное УТЦ, о начальной подготовке по безопасности в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ по согласованной Росморречфлотом программе;
4) свидетельство, выданное УТЦ, о подготовке по охране в соответствии с Правилом VI/6 Конвенции ПДНВ по согласованной Росморречфлотом программе.
64. Для получения квалификационного свидетельства судового рефрижераторного машиниста, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо предъявить следующие документы:
1) копию свидетельства о прохождении подготовки в морской образовательной организации по программе “рефрижераторный машинист” или документ о получении высшего или среднего профессионального образования в области эксплуатации холодильных установок в морской образовательной организации по программам, соответствующим требованиям Конвенции ПДНВ и настоящего Положения, согласованным Росморречфлотом;
2) справки о плавании с выполнением обязанностей по обслуживанию холодильных установок под наблюдением дипломированного специалиста не менее шести месяцев;
3) свидетельство, выданное УТЦ, о начальной подготовке по безопасности в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ по согласованной Росморречфлотом программе;
4) свидетельство, выданное УТЦ, о подготовке по охране в соответствии с Правилом VI/6 Конвенции ПДНВ по согласованной Росморречфлотом программе.
65. Для получения диплома специалиста, ответственного за охрану судна, кроме документов, перечисленных в пункте 34 настоящего Положения, необходимо предъявить следующие документы:
1) диплом члена экипажа морского судна уровня управления;
2) справку о плавании, подтверждающую стаж работы на судне не менее 12 месяцев в соответствии с функциями, указанными в дипломе;
VI. Документы, которые должны иметь члены экипажей морских судов для занятия должностей на танкерах (газовозах, химовозах и нефтяных)
66. Для занятия должностей рядового состава на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах в соответствии с должностью, занимаемой на судне, дополнительно к квалификационным документам, перечисленным в главе V настоящего Положения, член экипажа морского судна должен иметь и предъявить свидетельство, выданное УТЦ, о начальной подготовке для работы на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах в соответствии с Правилом V/1-1 пункта 1 Конвенции ПДНВ для рядового состава по согласованной Росморречфлотом программе.
67. Для занятия должностей рядового состава на танкерах-газовозах в соответствии с должностью, занимаемой на судне, дополнительно к квалификационным документам, перечисленным в главе V настоящего Положения, член экипажа морского судна должен иметь и предъявить свидетельство, выданное УТЦ, о начальной подготовке для работы на танкерах-газовозах в соответствии с Правилом V/1-2 пункта 1 Конвенции ПДНВ для рядового состава по согласованной Росморречфлотом программе.
68. Для занятия должностей командного состава на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах в соответствии с должностью, занимаемой на судне, дополнительно к квалификационным документам, перечисленным в главе V настоящего Положения, член экипажа морского судна должен иметь и предъявить подтверждение для работы на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах (за исключением лиц, указанных в пунктах 70 и 71 настоящего Положения). Для получения подтверждения для работы на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах на уровне эксплуатации необходимо иметь и предъявить свидетельство, выданное УТЦ, о прохождении начальной подготовки для работы на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах в соответствии с Правилом V/1-1 пункта 1 Конвенции ПДНВ для командного состава по согласованной Росморречфлотом программе.
69. Для занятия должностей командного состава на танкерах-газовозах в соответствии с должностью, занимаемой на судне, дополнительно к квалификационным документам, перечисленным в главе V настоящего Положения, командный состав должен иметь и предъявить подтверждение для работы на танкерах-газовозах (за исключением лиц, указанных в пункте 72 настоящего Положения). Для получения подтверждения для работы на танкерах-газовозах на уровне эксплуатации необходимо представить в МКК свидетельство, выданное УТЦ, о прохождении начальной подготовки для работы на танкерах-газовозах в соответствии с Правилом V/1-2 пункта 1 Конвенции ПДНВ для командного состава по согласованной Росморречфлотом программе.
70. Для занятия должностей капитана, старшего механика, старшего помощника, второго механика, старшего электромеханика и рефрижераторного механика первой категории на нефтяных танкерах в соответствии с должностью, занимаемой на судне, дополнительно к квалификационным документам, перечисленным в главе V настоящего Положения, члены экипажей морских судов должны иметь и предъявить подтверждения для работы на нефтяных танкерах на уровне управления. Для получения подтверждения для работы на нефтяных танкерах на уровне управления необходимо представить свидетельство, выданное УТЦ, о прохождении подготовки по расширенной программе для работы на нефтяных танкерах в соответствии с Правилом V/1-1 пункта 3 Конвенции ПДНВ по согласованной Росморречфлотом программе и иметь стаж плавания на нефтяных танкерах не менее трех месяцев за последние три года с подтверждением для работы на нефтяных танкерах на уровне эксплуатации.
71. Для занятия должностей капитана, старшего механика, старшего помощника, второго механика, старшего электромеханика и рефрижераторного механика первой категории в соответствии с должностью, занимаемой на судне, дополнительно к квалификационным документам, перечисленным в главе V настоящего Положения, на танкерах-химовозах члены экипажей морских судов должны иметь и предъявить подтверждения для работы на танкерах-химовозах на уровне управления. Для получения подтверждения необходимо представить свидетельство, выданное УТЦ, о прохождении подготовки по расширенной программе для работы на танкерах-химовозах в соответствии с Правилом V/1-1 пункта 5 Конвенции ПДНВ по согласованной Росморречфлотом программе и иметь стаж плавания на танкерах-химовозах не менее трех месяцев за последние три года с подтверждением для работы на танкерах-химовозах на уровне эксплуатации.
72. Капитаны, старшие механики, старшие помощники, вторые механики, старшие электромеханики и рефрижераторные механики первой категории в соответствии с должностью, занимаемой на судне, дополнительно к квалификационным документам, перечисленным в главе V настоящего Положения, должны иметь и предъявить подтверждения для работы на танкерах-газовозах на уровне управления. Для получения подтверждения необходимо представить свидетельство, выданное УТЦ, о прохождении подготовки по расширенной программе для работы на танкерах-газовозах в соответствии с Правилом V/1-2 пункта 3 Конвенции ПДНВ по согласованной Росморречфлотом программе и иметь стаж плавания на танкерах-газовозах не менее трех месяцев за последние три года с подтверждением для работы на танкерах-газовозах на уровне эксплуатации.
VII. Документы, которые должны иметь члены экипажей морских судов для занятия должностей на пассажирских судах
73. Члены экипажей морских судов для занятия должностей на пассажирских судах должны иметь и предъявить свидетельства, выданные УТЦ, о прохождении подготовки по согласованным Росморречфлотом программам в соответствии с пунктами 74 – 76 настоящего Положения.
74. Для занятия на пассажирских судах должностей рядового состава в соответствии с должностью, занимаемой на судне, дополнительно к квалификационным документам, перечисленным в главе V настоящего Положения, назначенных оказывать помощь пассажирам в соответствии с расписанием по тревогам, член экипажа морского судна должен иметь свидетельство о подготовке по согласованной Росморречфлотом программе “Подготовка по управлению неорганизованной массой людей, подготовка по безопасности для персонала, обеспечивающего непосредственное обслуживание пассажиров в пассажирских помещениях” в соответствии с разделом A-V/2 Кодекса ПДНВ для вспомогательного уровня.
75. Для занятия на пассажирских судах должностей командного состава (за исключением лиц, указанных в пункте 76 настоящего Положения) в соответствии с должностью, занимаемой на судне, дополнительно к квалификационным документам, перечисленным в главе V настоящего Положения, член экипажа морского судна должен иметь свидетельство о подготовке по согласованной Росморречфлотом программе “Подготовка по управлению неорганизованной массой людей, подготовка по безопасности для персонала, обеспечивающего непосредственное обслуживание пассажиров в пассажирских помещениях, подготовка в отношении управления в чрезвычайных ситуациях и поведения человека в них” в соответствии с разделом A-V/2 Кодекса ПДНВ для уровня эксплуатации.
76. Для занятия на пассажирских судах должностей капитанов, старших помощников капитана, старших механиков, вторых механиков и старшего персонала пассажирской службы в соответствии с должностью, занимаемой на судне, дополнительно к квалификационным документам, перечисленным в главе V настоящего Положения, члены экипажа морского судна должны иметь свидетельство о подготовке по согласованной Росморречфлотом программе “Подготовка по управлению неорганизованной массой людей, подготовка по безопасности для персонала, обеспечивающего непосредственное обслуживание пассажиров в пассажирских помещениях, подготовка в отношении управления в чрезвычайных ситуациях и поведения человека в них, подготовка по вопросам безопасности пассажиров и водонепроницаемости корпуса” в соответствии с разделом A-V/2 Кодекса ПДНВ для уровня управления.
VIII. Порядок выдачи квалификационных документов
77. Оригиналы документов, удостоверяющих личность, свидетельств о прохождении подготовки, квалификационных документов, документов о получении образования сверяются с представленными копиями и возвращаются их заявителям. Копии указанных документов заверяются должностным лицом, принимающим документы от заявителя, и помещаются в дипломное дело.
80. Подтверждения о признании дипломов, выданных иностранным государством – участником Конвенции ПДНВ, выдается на срок, не превышающий срока действия диплома. Подтверждение выдается при положительном ответе государства, выдавшего диплом, на запрос о действительности диплома. Если ответ от государства, выдавшего диплом, не получен, то подтверждение не выдается.
82. При выдаче дипломов судоводителям уровня управления, если в стаже плавания нет шести месяцев стажа плавания на судне, осуществляющем вылов водных биологических ресурсов (далее – рыболовное судно) за последние пять лет, в диплом вносится ограничение “Только нерыболовные суда”.
84. При выполнении требований, предусмотренных настоящим Положением, в отношении функций, по которым в диплом внесены ограничения, такие ограничения аннулируются, диплом, имеющий запись об ограничении, изымается и вместо него выдается новый диплом.
86. Дипломы, выданные на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2000 г. N 576 “Об утверждении Положения о дипломировании персонала судов рыбопромыслового флота Российской Федерации”, действительны для работы на рыболовных судах до окончания срока их действия.
IХ. Признание действительности дипломов и порядок продления сроков действия дипломов
89. Выданные на основании Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания*(10) дипломы и квалификационные свидетельства, за исключением дипломов судоводителей и квалификационных свидетельств лиц рядового состава, несущих ходовую навигационную вахту, признаются годными для плавания на судах внутреннего водного транспорта при их выходе с внутренних водных путей в акватории морских портов и на подходы к ним, а при выходе в прибрежное плавание без захода в иностранные порты при наличии свидетельств, предусмотренных Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ.
Выданные на основании Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания квалификационные свидетельства лиц рядового состава, несущих ходовую навигационную вахту, признаются годными для плавания на судах внутреннего водного транспорта при их выходе с внутренних водных путей в акватории морских портов и на подходы к ним при наличии свидетельств, предусмотренных Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ, и подтверждения знаний Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года*(11) (далее – МППСС-72) и Международной морской системы навигационно-гидрографического обеспечения (далее – ММСНГО), выдаваемого капитаном морского порта после успешного прохождения рядовым составом проверки знаний МППСС-72 и ММСНГО, по программе, согласованной Росморречфлотом, а при выходе в прибрежное плавание без захода в иностранные порты также свидетельств, предусмотренных Правилом VI/2 Конвенции ПДНВ.
Выданные на основании Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания дипломы судоводителей признаются годными для плавания на судах внутреннего водного транспорта при их выходе с внутренних водных путей в акватории морских портов и на подходы к ним при наличии свидетельств, предусмотренных Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ, и подтверждения знаний МППСС-72 и ММСНГО, выдаваемого капитаном морского порта после успешного прохождения квалификационного испытания по программе проверки знаний судоводителями МППСС-72 и ММСНГО, согласованной Росморречфлотом, а при выходе в прибрежное плавание без захода в иностранные порты также дипломов операторов ГМССБ (в зависимости от района плавания) и иных свидетельств, указанных в подпункте 4 пункта 35 настоящего Положения, за исключением свидетельств, требуемых Правилом VI/6 Конвенции ПДНВ.
Для получения свидетельства в соответствии с Правилом VI/2 Конвенции ПДНВ в целях выполнения условий настоящего пункта подтверждение одобренного стажа работы на судах не требуется.
91.1. Дипломы, выданные в соответствии с настоящим Положением, признаются годными для работы в соответствующих должностях командного состава в соответствии с пунктом 1.5 раздела A-I/11 Кодекса ПДНВ:
диплом без ограничения района плавания годен для занятия должностей, предусмотренных дипломами с ограничениями “портовое плавание”, а также “прибрежное плавание”;
диплом без ограничения валовой вместимости годен для занятия должностей, предусмотренных дипломами с ограничениями “валовая вместимость менее 500”, а также “валовая вместимость менее 3000”;
диплом с ограничением “валовая вместимость менее 3000” годен для занятия должности, предусмотренной дипломом с ограничением “валовая вместимость менее 500”;
диплом без ограничения мощности главной двигательной установки годен для занятия должностей, предусмотренных дипломами с ограничениями “главная двигательная установка менее 3000 кВт”, а также “главная двигательная установка менее 750 кВт”;
диплом с ограничением “главная двигательная установка менее 3000 кВт” годен для занятия должности, предусмотренной дипломом с ограничением “главная двигательная установка менее 750 кВт”.
Дипломы уровня “управление”, выданные в соответствии с настоящим Положением, признаются годными для работы по соответствующей специальности в должностях, соответствующих дипломам уровня “эксплуатация”.
92. Кандидат на продление срока действия диплома предъявляет документ, удостоверяющий личность, и документ, выданный в соответствии с требованиями Правила I/9 Конвенции ПДНВ, подтверждающий годность для работы на судах по состоянию здоровья, а также предоставляет следующие документы:
1) заявление на имя капитана морского порта о продлении срока действия диплома;
3) копию документа, выданного в соответствии с требованиями Правила I/9 Конвенции ПДНВ, подтверждающего годность для работы на судах по состоянию здоровья.
93. Для продления диплома вахтенного помощника капитана, кроме документов, перечисленных в пункте 92 настоящего Положения, предъявляются следующие документы:
1) диплом вахтенного помощника капитана;
2) диплом оператора ограниченного района ГМССБ или диплом оператора ГМССБ;
101. Для продления диплома вахтенного механика, кроме документов, перечисленных в пункте 92 настоящего Положения, необходимо предъявить следующие документы:
1) диплом вахтенного механика;
106. Для продления диплома рефрижераторного механика, кроме документов, перечисленных в пункте 92 настоящего Положения, необходимо предъявить следующие документы:
1) диплом рефрижераторного механика первой, второй или третьей категории в соответствии с функциями, выполняемыми на судне;
2) свидетельство, выданное морской образовательной организацией, о прохождении краткосрочных курсов подготовки рефрижераторного механика для продления диплома согласно разделу А – I/11 пункта 2 Кодекса ПДНВ по программе, согласованной Росморречфлотом;
3) свидетельства, указанные в подпункте 3 пункта 101 настоящего Положения.
107.3. Лицу, имеющему гражданство Российской Федерации, обмен квалификационного документа, выданного государством – участником Конвенции ПДНВ, на квалификационный документ, предусмотренный настоящим Положением, производится при наличии международного договора Российской Федерации с государством, выдавшим подлежащий обмену квалификационный документ, о признании Российской Федерацией квалификационных документов в соответствии с Конвенцией ПДНВ и подтверждения действительности подлежащего обмену квалификационного документа государством, выдавшим подлежащий обмену квалификационный документ в соответствии с Правилом I/10 Конвенции ПДНВ, или прохождения квалификационного испытания в МКК в соответствии с главой III настоящего Положения и пунктом 1.3 раздела A-I/11 Кодекса ПДНВ.
Для обмена квалификационного документа необходимо предъявить паспорт гражданина Российской Федерации, а также предоставить следующие документы:
заявление на имя капитана морского порта об обмене квалификационного документа;
фото чёрно-белое или цветное на матовой бумаге размером 3,5 х 4,5 см без уголков – 3 штуки;
копию паспорта гражданина Российской Федерации;
квалификационный документ, подлежащий обмену.
Срок действия выдаваемого в соответствии с настоящим пунктом квалификационного документа должен соответствовать сроку действия подлежащего обмену квалификационного документа.
Обмен квалификационного документа уровня “эксплуатация” и уровня “управление” производится на равнозначный квалификационный документ, предусмотренный настоящим Положением, с указанием равнозначного уровня ответственности и имеющихся в подлежащем обмену квалификационном документе ограничений.
Обмен квалификационного документа вспомогательного уровня производится на равнозначный квалификационный документ, предусмотренный настоящим Положением, без указания срока действия выдаваемого квалификационного документа.
Подлежащий обмену квалификационный документ изымается и подшивается в дипломное дело.
Свидетельства о прохождении начальной подготовки по безопасности, подготовки специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками, подготовки к борьбе с пожаром, подготовки по использованию радиолокационной станции, подготовки по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки, подготовки по использованию электронной картографической навигационной информационной системы, подготовки по охране, подготовки в соответствии с Правилом VI/4-1 Конвенции ПДНВ, выданные государством, гражданином которого являлся их владелец, до получения гражданства Российской Федерации признаются годными до окончания срока их действия или до окончания срока действия выдаваемого в соответствии с настоящим пунктом квалификационного документа в зависимости от того, что наступит раньше.
X. Особенности дипломирования лиц, имеющих военно-морское образование и опыт плавания на кораблях и судах Военно-Морского Флота и органов федеральной службы безопасности
109. Вместо справок о плавании, предусмотренных настоящим Положением, или в дополнение к ним лица, имеющие военно-морское образование, представляют справки о плавании на кораблях и судах Военно-Морского Флота, кораблях, судах и катерах органов федеральной службы безопасности, военно-вспомогательных судах и других судах, находящихся в собственности государства или эксплуатируемых им и используемых только для правительственной некоммерческой службы (далее – военные корабли или государственные суда), подтверждающие стаж плавания, необходимый для получения дипломов:
судоводителей – стаж плавания на военных кораблях или государственных судах не менее 12 месяцев за последние пять лет перед обращением за выдачей диплома с выполнением штурманских обязанностей и несением вахты на ходовом мостике;
судовых механиков – стаж плавания на военных кораблях или государственных судах с главной двигательной установкой мощностью не менее 750 кВт не менее 12 месяцев за последние пять лет перед обращением за выдачей диплома с обслуживанием главной двигательной установки и несением вахты в машинном отделении;
электромехаников – стаж плавания на военных кораблях или государственных судах не менее 12 месяцев за последние пять лет перед обращением за выдачей диплома с обслуживанием корабельного (судового) электрооборудования;
радиоспециалистов – стаж плавания на военных кораблях или государственных судах за последние пять лет перед обращением за выдачей диплома не менее 12 месяцев с выполнением обязанностей по обеспечению радиосвязи и несению радиовахты.
111. Справки о плавании на военном корабле или государственном судне подписываются командиром военного корабля или капитаном государственного судна, командиром соединения военных кораблей или государственных судов и руководителем службы кадров. Справки о плавании на военных кораблях или государственных судах, составленные за весь период службы, подписываются командиром соединения военных кораблей или государственных судов и руководителем службы кадров либо по письменному заявлению лица, уволенного в запас, военным комиссаром города или района. Справки о плавании на военных кораблях или государственных судах заверяются печатью.
112. Стаж плавания на военных кораблях или государственных судах засчитывается для получения дипломов в соответствии с настоящим Положением.
114. В требуемый стаж плавания включается стаж плавания на военных кораблях или государственных судах в соответствующих должностях рядового и младшего командного состава, включая курсантскую практику. Указанный стаж плавания подтверждается надлежащим образом оформленными справками о плавании согласно пунктам 110 – 112 настоящего Положения. Производственный стаж по судоремонту подтверждается справками о прохождении производственной практики по судоремонту. Вместо прохождения производственной практики по судоремонту может быть выполнен стаж по судоремонту на военных кораблях или государственных судах, включая стаж службы на военных кораблях или государственных судах, находящихся в эксплуатации. Наличие данного производственного стажа по судоремонту подтверждается справками о плавании с внесением в них записей об участии в работах по судоремонту.
115. Лицам, имеющим военно-морское образование, первичные дипломы для занятия командных должностей членов экипажей морских судов выдаются на уровне ответственности “эксплуатация”.
116. Для получения квалификационного документа в соответствии с настоящим Положением лица, имеющие военно-морское образование, предъявляют документ, удостоверяющий личность, и документ, выданный в соответствии с требованиями Правила I/9 Конвенции ПДНВ, подтверждающий годность для работы на судах по состоянию здоровья, а также представляют следующие документы:
заявление на имя капитана морского порта, в котором создана МКК;
фото чёрно-белое или цветное на матовой бумаге размером 3,5 х 4,5 см без уголков – 3 штуки;
копию документа, выданного в соответствии с требованиями Правила I/9 Конвенции ПДНВ, подтверждающего годность для работы на судах по состоянию здоровья;
свидетельство о прохождении подготовки в морской образовательной организации по программе подготовки лица, имеющего военно-морское образование по соответствующей специальности, согласованной Росморречфлотом.
117. Лицом, имеющим военно-морское образование, для получения диплома вахтенного помощника капитана, кроме документов, перечисленных в пункте 116 настоящего Положения, предъявляются следующие документы:
1) диплом о военно-морском образовании в области морского судовождения;
2) диплом оператора ограниченного района ГМССБ или диплом оператора ГМССБ;
3) справки о плавании на военных кораблях или государственных судах с учетом требований пункта 109 настоящего Положения для судоводителей;
119. Лицам, имеющим военно-морское образование, для получения диплома вахтенного механика, кроме документов, перечисленных в пункте 116 настоящего Положения, необходимо предъявить следующие документы:
1) диплом о военно-морском образовании в области эксплуатации корабельной двигательной установки;
2) справки о плавании на военных кораблях или государственных судах с учетом требований пункта 109 настоящего Положения для судомехаников;
121. Лицам, имеющим военно-морское образование, для получения диплома радиоэлектроника второго класса ГМССБ, кроме документов, перечисленных в пункте 116 настоящего Положения, необходимо предъявить следующие документы:
1) диплом о высшем профессиональном военно-морском образовании в области радиосвязи и радиоэлектроники;
2) справки о плавании на военных кораблях или государственных судах с учетом требований пункта 109 настоящего Положения;
3) свидетельство, выданное морской образовательной организацией, о прохождении подготовки радиоэлектроников второго класса ГМССБ по программе, согласованной Росморречфлотом;
4) свидетельства, указанные в подпункте 3 пункта 119 настоящего Положения.
123. Внесение ограничений в выдаваемые дипломы осуществляется в соответствии с настоящим Положением.
124. Лица, имеющие высшее профессиональное военно-морское образование, для получения первичного диплома в соответствии с настоящим Положением должны успешно сдать квалификационные испытания в МКК.
125. Лицам, ранее занимавшим на военно-вспомогательных судах должности командира судна, старшего помощника командира судна и командира электромеханической боевой части, выдаются дипломы капитана, старшего помощника капитана и старшего механика в соответствии с настоящим Положением при предъявлении копии приказа о назначении на должность, заверенной командиром войсковой части, и документов, перечисленных в пунктах 109 и 116 настоящего Положения. При этом в диплом вносится ограничение: “Только военно-вспомогательные суда”.
ХI. Порядок аннулирования и приостановления действия дипломов, подтверждений к дипломам и квалификационных свидетельств в соответствии с пунктом 4 статьи 54 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ “Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации”
127. Дипломы и квалификационные свидетельства могут быть изъяты или аннулированы либо их действие может быть приостановлено Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в случаях прямой угрозы жизни людей, сохранности имущества на море или причинения ущерба морской среде вследствие некомпетентности, действий или бездействия членов экипажей судов при исполнении ими обязанностей в соответствии с их дипломами и квалификационными свидетельствами, а также в целях предотвращения обмана.
128. Подтверждения к дипломам и квалификационным свидетельствам теряют силу по истечении срока действия подтверждения к диплому, квалификационного свидетельства, их изъятии или аннулирования либо приостановлении их действия.
129. Изъятие, аннулирование или приостановление действия дипломов и квалификационных свидетельств может быть обжаловано в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
130. Выдача дубликатов дипломов, подтверждений, удостоверяющих их выдачу, и квалификационных свидетельств в случае утери и в случае их порчи (повреждения), делающих их непригодными для дальнейшего использования, осуществляется капитаном морского порта, выдавшим данные документы.
131. Срок приостановления действия дипломов, подтверждений, удостоверяющих их выдачу, и квалификационных свидетельств исчисляется со дня их сдачи на хранение капитану морского порта.
XII. Дипломирование судоводителей маломерных и прогулочных судов
132. К дипломированию для получения свидетельств судоводителя маломерного судна или прогулочного судна допускаются лица, не моложе 18 лет, прошедшие специальную теоретическую и практическую подготовку по программе управления маломерным или прогулочным судном, согласованной Росморречфлотом. Для лиц, имеющих документ об успешном освоении профессиональных образовательных или профессиональных обучающих программ в области судовождения, специальная теоретическая и практическая подготовка по программе управления маломерным судном или прогулочным судном не требуется.
134. При дипломировании для получения свидетельств судоводителя маломерного судна или прогулочного судна проводятся квалификационные испытания МКК в соответствии с главой III настоящего Положения и пунктом 1.3 раздела A-I/11 Кодекса ПДНВ, в случае успешного прохождения которых капитаном морского порта выдается свидетельство судоводителя маломерного судна или прогулочного судна на срок 10 лет.
135. По истечении срока действия свидетельств судоводителя маломерного судна или прогулочного судна или удостоверения на право управления маломерным судном, выданного МЧС России (далее – удостоверение), выдача нового свидетельства судоводителя маломерного судна или прогулочного судна осуществляется капитаном морского порта по заявлению владельца свидетельства судоводителя маломерного судна или прогулочного судна (удостоверения) после прохождений квалификационных испытаний МКК в соответствии с главой III настоящею Положения и пунктом 1.3 раздела A-I/11 Кодекса ПДНВ с предъявлением ранее выданного свидетельства судоводителя маломерного судна или прогулочного судна (удостоверения), документа, подтверждающего годность для управления маломерным судном или прогулочным судном по состоянию здоровья, и документа, удостоверяющего личность. К заявлению владельцем свидетельства судоводителя маломерного судна или прогулочного судна (удостоверения) прилагаются фото черно-белое или цветное на матовой бумаге размером 3,5 х 4,5 см без уголков – 3 штуки и копия документа, удостоверяющего личность.
------------------------------
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001; N 22, ст. 2125; 2003; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004; N 45, ст. 4377; N 15, ст. 1519; 2005; N 52 (ч. I), ст. 5581; 2006; N 50, ст. 5279; 2007; N 46, ст. 5557; N 50, ст. 6246; 2008; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 49, ст. 5748; 2009; N 1, ст. 30; N 29, ст. 3625; 2021; N 27, ст. 3425; N 48, ст. 6246; 2021; N 23, ст. 3253; N 25, ст. 3534; N 30 (ч. I), ст. 4590, ст. 4596; N 45, ст. 6335; N 48, ст. 6728).
*(2) Постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. N 871 “О вступлении СССР в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года”, опубликовано в постановлениях Совета Министров СССР, 1979, сентябрь, стр. 64. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 г. N 371 “О мерах по выполнению Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27 (ч. II), ст. 2799).
*(3) Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 июня 1969 г. N 3962-VII (Ведомости Верховного Совета СССР, 1969, N 28, ст. 240). Постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2002 г. N 659 “О мерах по реализации Конвенции МОТ N 69 “О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 36, ст. 3424).
*(4) Пункты 1 и 5.3.6 постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 371 “Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 41, ст. 4526; N 52 (ч. 3), ст. 5591; 2007; N 6, ст. 764; 2008; N 16, ст. 1706; N 31, ст. 3743; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009; N 6, ст. 738; N 5, ст. 623; N 13, ст. 1558; N 18 (ч. II), ст. 2249; N 19, ст. 2338; N 30, ст. 3829; N 36, ст. 4361; 2021; N 26, ст. 3350; 2021; N 14, ст. 1935; N 32, ст. 4832; N 47, ст. 6660).
*(5) Приказ Минтранса России от 8 июня 2021 г. N 157 “Об утверждении Порядка признания организаций в целях наделения их полномочиями по освидетельствованию судов и организаций, осуществляющих подготовку членов экипажей морских судов в соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты от 1978 года с поправками, а также по проведению проверок, связанных с освидетельствованием этих судов и организаций” (зарегистрирован Минюстом России 20 июля 2021 г., регистрационный N 21418).
*(6) Приказ Минтранса России от 10 февраля 2021 г. N 32 “Об утверждении Положения об одобрении типов аппаратуры и освидетельствовании объектов и центров” (зарегистрирован Минюстом России 9 июня 2021 г., регистрационный N 17535).
*(7) Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 37-ФЗ “О ратификации Устава и Конвенции Международного союза электросвязи” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 14, ст. 1211). Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 1997 г. N 813 “О создании и функционировании Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 27, ст. 3247; 1999, N 39, ст. 4645).
*(8) Пункты 1 и 5.3.6 постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 371 “Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 41, ст. 4526; N 52 (ч. 3), ст. 5591; 2007; N 6, ст. 764; 2008; N 16, ст. 1706; N 31, ст. 3743; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009; N 6, ст. 738; N 5, ст. 623; N 13, ст. 1558; N 18 (ч. II), ст. 2249; N 19, ст. 2338; N 30, ст. 3829; N 36, ст. 4361; 2021; N 26, ст. 3350; 2021; N 14, ст. 1935; N 32, ст. 4832; N 47, ст. 6660).
*(9) Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. N 444 “О Федеральном агентстве по рыболовству” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст. 2979; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009; N 6, ст. 738; 2021; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; N 32, ст. 4330; 2021; N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 47, ст. 6656).
*(10) Постановление Правительства Российской Федераций от 31 мая 2005 г. N 349 “Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 23, ст. 2279).
*(11) Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск ХХХIII-М, 1979, стр. 435-461. Конвенция вступила в силу для СССР 15 июля 1977 г., документ о присоединении СССР к Конвенции с оговорками сдан на хранение Генеральному секретарю Межправительственной морской консультативной организации 9 ноября 1973 г.
*(12) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 680 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 180403 Судовождение” (зарегистрирован Минюстом России 22 июля 2021 г., регистрационный N 17951).
Значение непрерывности стажа в 2021 году
До 2007 года, когда вступил в действие закон РФ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ, величина непрерывного трудового стажа имела значение для расчета выплат по больничному листу.
- не менее 8 лет — 100%;
- от 5 до 8 лет — 80%;
- менее 5 лет — 60%.
Закон РФ от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ст. 7) привязал эти цифры к страховому стажу, т. е. к общей продолжительности тех периодов, в течение которых человек являлся застрахованным лицом и уплачивал страховые взносы в ФСС (ст. 16).
О правилах расчета страхового стажа узнайте здесь.
Таким образом, непрерывный трудовой стаж утратил свое единственное важное назначение, хотя в законе РФ от 29.12.2006 № 255-ФЗ и имеется оговорка о том, что если стаж, рассчитанный за период до 2007 года по новым правилам, окажется меньше непрерывного за такой же период, то страховой стаж для целей расчета больничного считается равным непрерывному (п. 2 ст. 17).
Расчет непрерывного трудового стажа в период его законодательной значимости осуществлялся по правилам, утвержденным постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 № 252. Этот документ на сегодняшний день считается утратившим силу, хотя в действительности его текст остается востребованным, поскольку непрерывный трудовой стаж продолжает играть определенную роль во взаимоотношениях между работником и работодателем.
Ведомственные нормативные акты или локальные внутренние документы работодателя могут устанавливать зависимость от этого стажа таких вещей, как:
- доплаты и надбавки к зарплате;
- единовременные вознаграждения за выслугу лет;
- право на дополнительный отпуск.
С видами трудового стажа вас познакомят материалы:
Нюансы расчета стажа детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс:
Получите пробный доступ к системе К и бесплатно переходите в Путеводитель по кадровым вопросам.
Сохраняется ли непрерывность, если менять работу?
При определении продолжительности непрерывного трудового стажа большинство работодателей продолжает применять уже не действующие, но не требующие дополнительной разработки и вполне понятные правила, утвержденные постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 № 252.
Согласно этим правилам непрерывный трудовой стаж сохраняет свою непрерывность при смене места работы, если перерыв в работе не превысил:
- 1 месяца для общего случая перехода с одной работы на другую (п. 2);
- 3 недель (для увольнения в период с 01.09.1983 по 31.12.2006) при увольнении работника по собственной инициативе без причины, признаваемой уважительной (п. 2);
- 2 месяцев после завершения работы на Крайнем Севере и в районах, приравниваемых к нему, или работы за границей (п. 3);
- 3 месяцев при увольнении из ликвидируемых, реорганизуемых или сокращающих штат организаций, из сокращаемых военных подразделений, после увольнения в связи с невозможностью продолжения работы на прежнем месте по состоянию здоровья или увольнения учителей начальных классов в связи с реорганизацией системы образования (п. 4). Для лиц, уволившихся по состоянию здоровья, перерыв в работе в период с 01.07.1973 по 01.10.1973 на непрерывный трудовой стаж не влияет. Если увольнение по состоянию здоровья потребовало времени для восстановления трудоспособности, то продолжительность допустимого перерыва в работе считают со дня этого восстановления, подтвержденного документально.
Как Крайний Север влияет на пенсию мужчин, см. по ссылке.
Непрерывный трудовой стаж не зависит от длительности перерыва в трудовой деятельности для ситуаций оформления на работу после увольнения в связи с (п. 6 постановления Совмина СССР от 13.04.1973 № 252):
- переводом супруга для работы в другую местность;
- выходом на пенсию по старости или по выслуге лет.
Этим же постановлением можно воспользоваться при определении периодов:
- которые не сохраняют непрерывности стажа (п. 7);
- нетрудовых, засчитываемых в непрерывный трудовой стаж (п. 8);
- не учитываемых в стаже, но не прерывающих его (п. 9).
Нюансы учета в трудовом стаже отдельных временных промежутков узнайте из материалов: