- Iii. требования к функциональным свойствам технических систем и средств контроля доступа
- Vi. требования к функциональным свойствам технических систем и средств интеллектуального видеонаблюдения
- Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности(утв. постановлением правительства рф от 26 сентября 2021 г. № 969)
Iii. требования к функциональным свойствам технических систем и средств контроля доступа
8. Системы и средства контроля доступа должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51241-2008 “Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний”.
9. Системы и средства контроля доступа должны обеспечивать:
а) санкционированный проход (проезд) людей (транспортных средств”) на (из) охраняемый объект путем их идентификации по комбинации следующих признаков:
вещественный код (ключи, карты, брелоки);
запоминаемый код (клавиатуры, кодонаборные панели и другие аналогичные устройства);
биометрический код (отпечатки пальцев, сетчатка глаз и другие);
б) предотвращение несанкционированного прохода (проезда) людей (транспортных средств) на (из) охраняемый объект;
в) выдачу информации на пульт централизованного наблюдения о попытках несанкционированного прохода (проезда) людей (транспортных средств) на (из) охраняемый объект;
г) взаимодействие с другими подсистемами интегрированной системы безопасности обеспечения противокриминальной защиты с целью обеспечения противокриминальной защиты охраняемого объекта;
д) взаимодействие с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля при получении и передаче информации в указанную систему по локальной сети Ethernet с использованием стека протоколов семейства TCP/IP;
е) обмен информацией с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля с использованием унифицированных протокола передачи данных и формата метаданных, разработанного на основе XML.
10. В состав систем и средств контроля доступа должны входить:
а) считывающие устройства (считыватели и идентификаторы);
б) средства управления в составе аппаратных и программных средств;
в) управляемые преграждающие устройства в составе преграждающих конструкций и исполнительных устройств.
11. Системы и средства контроля доступа должны выполнять следующие основные функции:
а) открывание управляемых преграждающих устройств после считывания идентификационного признака, доступ по которому разрешен в данную зону доступа (помещение или территорию) в заданный временной интервал, или по команде оператора системы и средства контроля доступа;
б) запрет открывания управляемых преграждающих устройств после считывания идентификационного признака, доступ по которому не разрешен в данную зону доступа (помещение или территорию) в заданный временной интервал;
в) санкционированное изменение (добавление, удаление) идентификационных признаков в средства управления в составе аппаратных и программных средств и обеспечение их связи с зонами доступа (помещениями или территориями) и временными интервалами доступа;
г) защита от несанкционированного доступа к программным средствам средств управления для изменения (добавления, удаления) идентификационных признаков;
д) защита технических и программных средств от несанкционированного доступа к элементам управления, к установке режимов и к информации в виде системы паролей и идентификации пользователей;
е) сохранение настроек и базы данных идентификационных признаков при отключении электропитания;
ж) ручное, полуавтоматическое или автоматическое открывание управляемых преграждающих устройств для прохода при чрезвычайных ситуациях, пожаре, технических неисправностях в соответствии с правилами установленного режима и правилами противопожарной безопасности;
з) открытие или блокировка любых дверей, оборудованных системой и средствами контроля доступа, с рабочего места оператора системы;
и) автоматическое открытие определенных дверей по пожарной тревоге;
к) автоматическое закрытие управляемых преграждающих устройств при отсутствии факта прохода через определенное время после считывания разрешенного идентификационного признака (кода);
л) закрытие управляемых преграждающих устройств на определенное время и выдача сигнала тревоги при попытках подбора идентификационных признаков (кода);
м) отображение на пульте оператора, регистрация и протоколирование текущих и тревожных событий;
н) возможность просмотра и печати протокола работы системы контроля доступа (действия оператора, системные события, проходы клиентов, тревоги и аварийные ситуации);
о) автономная работа считывателя с управляемых преграждающих устройств в каждой точке доступа при отказе связи со средствами управления в составе аппаратных и программных средств;
п) возможность архивирования базы данных и просмотра архива в автономном режиме;
р) возможность распределения работников охраняемого объекта по структуре предприятия для удобства работы с базой клиентов системы;
с) возможность идентификации работников и посетителей охраняемого объекта по фотографиям из базы данных системы при проходе (проезде) через управляемые преграждающие устройства;
т) учет клиентов системы по типу пропусков:
постоянные пропуска (действуют все время работы клиента системы);
временные пропуска (действуют определенный срок и удаляются из системы автоматически по окончании этого срока);
гостевые пропуска (действуют одно посещение).
12. Считывающие устройства должны обеспечивать:
а) считывание идентификационного признака с идентификаторов;
б) сравнение введенного идентификационного признака с хранящимся в памяти или базе данных средств управления в составе аппаратных и программных средств;
в) формирование сигнала на открывание управляемых преграждающих устройств при идентификации пользователя;
г) обмен информацией со средствами управления в составе аппаратных и программных средств.
13. Считывающие устройства защищаются от манипулирования путем перебора или подбора идентификационных признаков.
14. Конструкция, внешний вид идентификатора и считывателя, надписи на них не должны приводить к раскрытию применяемых кодов.
15. Средства управления в составе аппаратных и программных средств должны обеспечивать:
а) прием информации от считывающих устройств, ее обработку, отображение в заданном виде и выработку сигналов управления управляемым преграждающим устройствам;
б) ведение баз данных работников охраняемого объекта с возможностью задания характеристик их доступа (кода, временного интервала доступа, уровня доступа и других);
в) ведение электронного журнала регистрации прохода работников охраняемого объекта через точки доступа;
г) приоритетный вывод информации о тревожных ситуациях в точках доступа;
д) контроль исправности состояния управляемых преграждающих устройств, считывающих устройств и линий связи.
16. Конструктивно системы и средства контроля доступа строятся по модульному принципу и обеспечивают:
а) взаимозаменяемость сменных однотипных технических средств;
б) удобство технического обслуживания и эксплуатации, а также ремонтопригодность;
в) исключение возможности несанкционированного доступа к элементам управления систем и средств контроля доступа;
г) санкционированный доступ ко всем элементам, узлам и блокам, требующим регулирования, обслуживания или замены в процессе эксплуатации.
17. Устойчивость электромеханического запирающего устройства к криминальному открыванию и взлому должна соответствовать классу U1 по ГОСТ Р 52582-2006 “Замки для защитных конструкций. Требования и методы испытаний на устойчивость к криминальному открыванию и взлому”.
18. Запирающие устройства, используемые на объектах транспортной инфраструктуры 1 и 2 категорий, должны соответствовать:
а) 4 классу по ГОСТ 5089-2021 “Замки, защелки, механизмы цилиндровые. Технические условия” – для входов в критические зоны;
б) 2 классу по ГОСТ 5089-2021 “Замки, защелки, механизмы цилиндровые. Технические условия” – для входов в остальные зоны.
19. Запирающие устройства для объектов, используемые на объектах транспортной инфраструктуры 3 и 4 категорий, должны соответствовать:
а) 3 классу по ГОСТ 5089-2021 “Замки, защелки, механизмы цилиндровые. Технические условия” – для входов в критические зоны;
б) 2 классу по ГОСТ 5089-2021 “Замки, защелки, механизмы цилиндровые. Технические условия” – для входов в остальные зоны.
Vi. требования к функциональным свойствам технических систем и средств интеллектуального видеонаблюдения
32. К техническим системам и средствам интеллектуального видеонаблюдения относятся:
а) технические системы и средства идентификации физических лиц;
б) технические системы и средства обнаружения тревожных ситуаций.
33. К техническим системам и средствам идентификации физических лиц предъявляются следующие требования:
а) вероятность ложного пропуска для алгоритмов и аппаратно-программных средств детекции – не более 5 процентов;
б) вероятность ложноотрицательной идентификации для алгоритмов и аппаратно-программных средств – не более 15 процентов;
в) вероятность ложноположительной идентификации для алгоритмов и аппаратно-программных средств – не более 1 процента;
г) пропускная способность аппаратно-программных средств идентификации – не более 3 секунд.
34. Функциональные свойства технических систем и средств идентификации физических лиц, указанные в пункте 33 настоящих требований, должны обеспечиваться при следующих условиях:
а) освещенность в плоскости лица – от
в) характеристики видеоизображения:
разрешение видеоизображения, обеспечивающее регистрацию изображений лиц на рабочей дистанции съемки видеокамеры не менее 1,5 метра с расстоянием между центрами глаз
динамический диапазон интенсивности изображения в области лица – не менее 8 бит;
цветность видеоизображения – черно-белое;
частота – не менее 16 кадров в секунду;
г) плотность потока людей – 1
д) скорость движения – не более 5 км/ч;
е) ракурс лица относительно фронтального ракурса, определяемый в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 19794-5-2021 “Информационные технологии. Биометрия. Форматы обмена биометрическими данными. Часть 5. Данные изображения лица” угловыми координатами поворота, наклона и отклонения лица:
для алгоритмов и аппаратно-программных средств детекции – в диапазоне от 0 до
з) объем базы данных эталонных изображений лиц – не менее 1000 лиц условно-фронтального типа (в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 19794-5-2021 “Информационные технологии. Биометрия. Форматы обмена биометрическими данными. Часть 5. Данные изображения лица”).
35. В состав технических систем и средств идентификации физических лиц включаются средства регистрации видеоизображений, к которым предъявляются следующие требования:
а) разрешение регистрируемого видеоизображения – не менее 1,2 мегапикселя;
б) частота кадров – не менее 16 кадров в секунду;
в) разрешающая способность – разрешение на рабочей дистанции съемки объектов размером 2 миллиметра и более (значения для области в центре кадра и на расстоянии до одной третьей ширины, высоты и диагоналей кадра от центра включительно);
г) глубина резко отображаемого пространства – не менее 1 метра (для области в центре кадра и на расстоянии до одной третьей ширины, высоты и диагоналей кадра от центра включительно);
д) расстояние между центрами глаз на изображении лица, зарегистрированном на рабочей дистанции съемки, – не менее
е) максимальное отношение “сигнал – шум” (с выключенной функцией автоматического усиления сигнала) – не менее 45 дБ;
ж) дисторсия – не более 5 процентов (по краям кадра – на расстоянии одной третьей ширины, высоты и диагоналей кадра от его центра).
36. Технические системы и средства идентификации физических лиц должны обеспечить:
а) взаимодействие с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля при получении и передаче информации в указанную систему по локальной сети Ethernet с использованием стека протоколов семейства TCP/IP;
б) обмен информацией с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля с использованием унифицированных протокола передачи данных и формата метаданных, разработанного на основе XML.
37. К техническим системам и средствам обнаружения тревожных ситуаций предъявляются следующие требования:
а) для алгоритмов и аппаратно-программных средств, работающих по сценарию “Стерильная зона”:
чувствительность – не менее 99 процентов;
специфичность – не менее 99 процентов;
время реакции на появление объекта (человека, транспортного средства, животного) в запрещенной зоне настраивается в диапазоне от 1 до 300 секунд с шагом 1 секунда;
б) для алгоритмов и аппаратно-программных средств, работающих по сценарию “Оставленный (исчезнувший) предмет”:
чувствительность – не менее 95 процентов;
специфичность – не менее 95 процентов;
время реакции на оставление (исчезновение) предмета настраивается в диапазоне от 1 до 300 секунд с шагом 1 секунда;
в) для алгоритмов и аппаратно-программных средств, работающих по сценарию “Движение в запрещенном направлении” (характеристики должны обеспечиваться при потолочном способе размещения видеокамеры):
чувствительность – не менее 95 процентов;
специфичность – не менее 99 процентов;
время реакции на факт движения объекта (человека, транспортного средства, животного) в запрещенном направлении настраивается в диапазоне от 1 до 300 секунд с шагом 1 секунда;
г) для алгоритмов и аппаратно-программных средств, работающих по сценарию “Нетипичные изменения в сцене”:
чувствительность – не менее 90 процентов;
специфичность – не менее 95 процентов;
время реакции на нетипичные изменения в сцене (затемнение изображения, расфокусировка, засветка) настраивается в диапазоне от 1 до 300 секунд с шагом 1 секунда.
38. Функциональные свойства технических систем и средств обнаружения тревожных ситуаций, указанные в пункте 37 настоящих требований, должны обеспечиваться при следующих условиях:
а) освещенность в зоне регистрации – от
б) дистанция съемки – от 5 до 30 метров;
в) угол наклона оптической оси видеокамеры относительно горизонтальной плоскости:
не менее 15 градусов (для наклонного способа размещения);
г) разрешение видеокамеры – от 1,3 до 2 мегапикселей;
д) плотность потока людей – не более 1
е) объем оставленного предмета – от 3 куб. дециметров;
ж) структура фона – подвижный случайно неоднородный фон съемки с перепадами контраста от
39. В состав технических систем и средств обнаружения тревожных ситуаций включаются средства регистрации видеоизображений, к которым предъявляются следующие требования:
а) разрешение регистрируемого видеоизображения – не менее 1,2 мегапикселя;
б) частота кадров – не менее 25 кадров в секунду;
в) цветность регистрируемого видеоизображения – цветное;
г) максимальное отношение “сигнал – шум” (с выключенной функцией автоматического усиления сигнала) – не менее 42 дБ;
д) дисторсия – не более 10 процентов (по краям кадра – на расстоянии одной третьей ширины, высоты и диагоналей кадра от его центра).
40. Технические системы и средства обнаружения тревожных ситуаций должны обеспечить:
а) взаимодействие с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля при получении и передаче информации в указанную систему по локальной сети Ethernet с использованием стека протоколов семейства ТСР/IР;
б) обмен информацией с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля с использованием унифицированных протокола передачи данных и формата метаданных, разработанного на основе XML.
Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности(утв. постановлением правительства рф от 26 сентября 2021 г. № 969)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности на соответствие установленным требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности (далее – обязательная сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности).
2. Обязательную сертификацию технических средств обеспечения транспортной безопасности осуществляют следующие федеральные органы исполнительной власти в пределах установленной сферы деятельности (далее – федеральные органы по сертификации):
а) Федеральная служба безопасности Российской Федерации – в отношении систем и средств досмотра, интеллектуального видеонаблюдения;
б) Министерство внутренних дел Российской Федерации – в отношении систем и средств сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи;
в) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – в отношении технических средств оповещения;
г) Федеральное агентство связи – в отношении средств связи, приема и передачи информации;
д) Министерство транспорта Российской Федерации – в отношении систем сбора и обработки информации.
3. Участниками обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности являются:
а) федеральные органы по сертификации;
б) органы по сертификации – организации, подведомственные федеральным органам по сертификации, уполномоченные федеральными органами по сертификации на выполнение процедур, связанных с проведением обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности;
в) испытательные лаборатории – юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для проведения испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности;
г) заявители – юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, обратившиеся с заявлением о проведении обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.
4. Федеральный орган по сертификации в пределах своей компетенции:
а) утверждает методики проведения сертификационных испытаний технических средств по подтверждению их соответствия требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности;
б) утверждает форму сертификата соответствия технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам (далее – сертификат соответствия);
в) обеспечивает предоставление участникам сертификации информации о порядке проведения обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности путем размещения ее в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” на сайте федерального органа по сертификации;
г) организует работу по рассмотрению жалоб по вопросам обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности и обеспечивает контроль проведения указанной работы.
5. Орган по сертификации:
а) осуществляет прием и рассмотрение заявок на проведение обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности и извещает заявителя о принятом решении;
б) заключает договор с заявителем о проведении работ по обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности;
в) осуществляет отбор образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности для целей обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности;
г) проводит предварительную проверку производства на предмет оценки возможности заявителя выпускать в течение срока действия сертификата соответствия технические средства обеспечения транспортной безопасности – при серийном выпуске сертифицируемых технических средств обеспечения транспортной безопасности;
д) привлекает на договорной основе для проведения испытаний аккредитованные испытательные лаборатории;
е) проводит анализ материалов сертификационных испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности и оформляет экспертное заключение по его результатам;
ж) оформляет и выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия, выдает дубликаты сертификатов соответствия, сведения из реестра выданных им сертификатов соответствия, заменяет ранее выданные сертификаты соответствия на новые;
з) ведет реестр выданных сертификатов соответствия;
и) осуществляет инспекционный контроль сертифицированных технических средств обеспечения транспортной безопасности путем периодических испытаний образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности, если это предусмотрено схемой сертификации;
к) хранит документацию, подтверждающую обязательную сертификацию технических средств обеспечения транспортной безопасности;
л) участвует в работах по разработке и совершенствованию нормативных и методических документов по обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности;
м) рассматривает жалобы по вопросам обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.
6. Испытательная лаборатория:
а) заключает с органом по сертификации договор о проведении испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности;
б) проводит сертификационные испытания технических средств обеспечения транспортной безопасности, оформляет и направляет в орган по сертификации протоколы испытаний;
в) обеспечивает полноту испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности, достоверность, объективность и требуемую точность измерений, своевременную поверку средств измерений и аттестацию испытательного оборудования, сохранность образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности;
г) участвует в работах по разработке и совершенствованию нормативных и методических документов по обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.
7. Заявитель:
а) направляет в орган по сертификации заявку на проведение обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности;
б) представляет в орган по сертификации документ изготовителя, подтверждающий факт производства изготовителем заявляемого для проведения обязательной сертификации технического средства обеспечения транспортной безопасности (в случае если заявитель не является изготовителем);
в) заключает с органом по сертификации договор о проведении работ по обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности;
г) осуществляет выбор схемы обязательной сертификации;
д) предоставляет органу по сертификации возможность отбора образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности для проведения испытаний;
е) извещает орган по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированных технических средств обеспечения транспортной безопасности;
ж) приостанавливает или прекращает реализацию технических средств обеспечения транспортной безопасности, если срок действия сертификата соответствия истек либо действие сертификата соответствия приостановлено или прекращено.
8. При обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности применяются следующие схемы сертификации:
а) схема № 1 – применяется при сертификации единичных образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности по заявке заявителя и предусматривает сертификационные испытания единичных образцов, взятых у заявителя. Сертификат соответствия выдается только на сертифицируемый единичный образец;
б) схема № 2 – применяется при сертификации партии технических средств обеспечения транспортной безопасности по заявке заявителя и предусматривает сертификационные испытания образцов, взятых у заявителя из этой партии. Сертификат соответствия выдается только на сертифицируемую партию;
в) схема № 3 – применяется при сертификации серийно выпускаемых технических средств обеспечения транспортной безопасности по заявке заявителя и предусматривает сертификационные испытания образцов, взятых у заявителя, и предварительную проверку производства на предмет оценки возможности заявителя выпускать в течение срока действия сертификата соответствия технические средства обеспечения транспортной безопасности.
Сертификат соответствия выдается на 3 года. Сертифицированные технические средства обеспечения транспортной безопасности подвергаются периодическому инспекционному контролю. Периодичность, сроки и объем инспекционного контроля определяются программой, согласованной органом по сертификации с держателем сертификата соответствия;
г) схема № 4 – применяется при сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, установленных на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по заявке заявителя и предусматривает сертификационные испытания образцов на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах.
9. Проведение обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности осуществляется на договорной основе.
10. Срок выдачи органом по сертификации заявителю сертификата соответствия не должен превышать 90 рабочих дней, если иное не указано в договоре заявителя с органом по сертификации.
11. Заявитель для получения сертификата соответствия направляет в орган по сертификации, сфера деятельности которого распространяется на технические средства обеспечения транспортной безопасности, которые заявитель намеревается сертифицировать, заявку на проведение обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности. К заявке прилагаются:
а) технические условия (для серийно выпускаемых технических средств обеспечения транспортной безопасности);
б) паспорт (формуляр) на технические средства обеспечения транспортной безопасности;
в) комплект эксплуатационной документации на технические средства обеспечения транспортной безопасности (техническое описание, инструкция по эксплуатации, инструкция по монтажу, регламент технического обслуживания);
г) сертификаты соответствия (декларации о соответствии) требованиям безопасности и электромагнитной совместимости.
12. При наличии заявителем также могут быть предоставлены следующие документы:
а) акты и протоколы приемочных (приемо-сдаточных) испытаний;
б) акты и протоколы эксплуатационных испытаний;
в) комплект документации на программное обеспечение;
г) сертификат соответствия системы менеджмента качества производства.
13. Документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью заявителя или уполномоченного им лица.
Документы на иностранном языке должны быть переведены на русский язык.
14. Заявка оформляется в единственном экземпляре (подлиннике) и подписывается заявителем или уполномоченным им лицом.
Заявка может быть направлена по почте или лично доставлена заявителем в орган по сертификации.
15. При соответствии представленных документов требованиям, установленным пунктами 11 и 13 настоящих Правил, орган по сертификации готовит решение о проведении обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Максимальный срок рассмотрения заявки составляет 7 рабочих дней со дня ее регистрации. Копия решения направляется заявителю.
16. При несоответствии представленных документов требованиям пунктов 11 и 13 настоящих Правил орган по сертификации в течение 7 рабочих дней со дня поступления документов направляет заявителю письменное уведомление с перечнем несоответствий, которые были обнаружены в ходе рассмотрения заявки.
В случае если заявителем указанные несоответствия не устранены в течение 30 календарных дней со дня получения письменного уведомления с перечнем несоответствий, заявителю в течение 2 рабочих дней направляется письменное уведомление об отказе в проведении обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности с указанием причины отказа. Представленные документы возвращаются заявителю.
17. Предварительная проверка производства, осуществляемая в соответствии со схемой сертификации № 3, проводится в целях установления наличия необходимых условий для обеспечения соответствия выпускаемых технических средств обеспечения транспортной безопасности установленным требованиям.
18. При наличии у заявителя действующего сертификата соответствия системы менеджмента качества производства технических средств обеспечения транспортной безопасности предварительная проверка производства не проводится.
19. Орган по сертификации разрабатывает программу предварительной проверки производства, содержащую перечень проверок и методику анализа их результатов, и уведомляет заявителя о сроках ее проведения.
20. В процессе предварительной проверки производства должно быть установлено:
а) наличие элементов инфраструктуры, необходимых для изготовления сертифицируемых технических средств обеспечения транспортной безопасности;
б) наличие конструкторской документации на сертифицируемые технические средства обеспечения транспортной безопасности;
в) наличие нормативной документации (стандарты организации, инструкции и др.), распространяющейся на производство сертифицируемых технических средств обеспечения транспортной безопасности;
г) полнота технологической документации (наличие описания выполняемых операций с указанием средств технологического оснащения);
д) соответствие наименований средств технического оснащения требованиям технологической документации;
е) использование поверенных средств измерений с непросроченным сроком поверки (для средств измерений, подлежащих поверке), аттестованного испытательного оборудования с непросроченными сроками аттестации;
ж) наличие документации, необходимой для осуществления процедур входного контроля, а также контроля и приемки продукции;
з) наличие регистрационно-учетной документации (журналы и папки с протоколами, актами, удостоверениями и другими документами, заполняемыми в процессе производства и контроля и подтверждающими выполнение требований, предъявляемых к сертифицируемым техническим средствам обеспечения транспортной безопасности).
21. По результатам предварительной проверки производства органом по сертификации составляется акт, копия которого направляется заявителю.
Максимальный срок проведения предварительной проверки производства составляет 20 рабочих дней со дня получения заявителем решения о проведении обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.
22. При наличии замечаний заявитель в течение 30 календарных дней со дня получения акта о результатах предварительной проверки производства представляет в орган по сертификации подтверждение устранения замечаний, отмеченных в акте о результатах предварительной проверки производства.
23. В случае непредставления заявителем в указанный срок подтверждения устранения выявленных замечаний орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата соответствия и в течение 3 рабочих дней со дня окончания срока, установленного для представления указанного подтверждения, уведомляет об этом заявителя.
24. Сертификационные испытания технических средств обеспечения транспортной безопасности проводятся аккредитованными испытательными лабораториями.
25. Допускается по согласованию с органом по сертификации проведение испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности на испытательной базе заявителя, на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах.
26. Орган по сертификации осуществляет отбор образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности для проведения сертификационных испытаний и представляет их для проведения испытаний в аккредитованные испытательные лаборатории.
Орган по сертификации может поручить осуществлять отбор образцов аккредитованным испытательным лабораториям, если это предусмотрено договором между органом по сертификации и аккредитованной испытательной лабораторией.
Максимальный срок отбора образцов составляет не более 3 рабочих дней со дня принятия решения о проведении обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.
27. При проведении сертификационных испытаний оценивается соответствие технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам.
Максимальный срок проведения сертификационных испытаний составляет не более 30 рабочих дней со дня принятия решения о проведении обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.
28. По результатам проведения сертификационных испытаний составляется протокол, который подписывается специалистами, проводившими испытания, и утверждается руководителем аккредитованной испытательной лаборатории.
29. Протокол сертификационных испытаний составляется в 3 экземплярах. Максимальный срок оформления указанного протокола составляет 5 рабочих дней со дня окончания проведения сертификационных испытаний.
30. Первый и второй экземпляры протокола сертификационных испытаний направляются в течение 3 рабочих дней со дня оформления протокола сертификационных испытаний в орган по сертификации, третий экземпляр протокола сертификационных испытаний хранится в испытательной лаборатории.
31. На основании анализа полученных результатов предварительной проверки производства (при наличии) и сертификационных испытаний орган по сертификации в течение 10 рабочих дней готовит экспертное заключение.
32. Основанием для выдачи сертификата соответствия является положительное экспертное заключение.
Основанием для отказа в выдаче сертификата соответствия является отрицательное экспертное заключение.
33. На основании отрицательного экспертного заключения орган по сертификации в течение 3 рабочих дней со дня окончания подготовки экспертного заключения уведомляет заявителя об отказе в выдаче сертификата соответствия.
Уведомление оформляется на бланке органа по сертификации и подписывается его руководителем или уполномоченным им должностным лицом.
34. В случае отрицательного экспертного заключения при применении схемы сертификации № 4 заявитель после устранения несоответствий, выявленных при проведении сертификационных испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности, в срок, не превышающий 3 месяцев со дня получения уведомления органа по сертификации, направляет повторную заявку на проведение сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.
35. На основании положительного экспертного заключения орган по сертификации в течение 3 рабочих дней со дня окончания подготовки экспертного заключения оформляет сертификат соответствия, который подписывается руководителем органа по сертификации или уполномоченным им лицом.
36. В сертификате соответствия указываются:
а) наименование органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;
б) наименование заявителя – держателя сертификата соответствия и его адрес;
в) наименование технического средства обеспечения транспортной безопасности;
г) наименование производителя технического средства обеспечения транспортной безопасности;
д) срок действия сертификата соответствия (для серийно выпускаемых технических средств обеспечения транспортной безопасности);
е) номер партии (для партии образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности);
ж) заводской номер (для единичного образца технического средства обеспечения транспортной безопасности);
з) дата выдачи сертификата соответствия;
и) должность, фамилия и инициалы лица, подписавшего сертификат соответствия.
37. Сертификат соответствия регистрируется в реестре выданных сертификатов соответствия и заверяется печатью органа по сертификации.
Сертификат соответствия вступает в силу с даты его регистрации в реестре выданных сертификатов соответствия.
Ранее выданный сертификат соответствия (при его наличии) прекращает действие с даты регистрации нового сертификата соответствия.
38. Ведение реестра выданных сертификатов соответствия осуществляет орган по сертификации в специальном журнале учета и выдачи сертификатов соответствия, при этом указываются:
а) дата выдачи сертификата соответствия;
б) номер сертификата соответствия;
в) срок действия сертификата соответствия (для серийно выпускаемых технических средств обеспечения транспортной безопасности);
г) заводской номер (для единичного образца технического средства обеспечения транспортной безопасности);
д) номер партии (для партии образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности);
е) наименование заявителя – держателя сертификата соответствия;
ж) наименование технического средства обеспечения транспортной безопасности;
з) наименование производителя технического средства обеспечения транспортной безопасности.
39. Направление по почте или выдача сертификата соответствия заявителю производится в течение 3 рабочих дней с даты регистрации сертификата соответствия в реестре выданных сертификатов соответствия.
40. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации оформляет заключение о соответствии или несоответствии технических средств обеспечения транспортной безопасности установленным требованиям.
Орган по сертификации в течение 3 рабочих дней со дня оформления указанного заключения принимает решение о подтверждении, приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия и уведомляет об этом заявителя.
41. Основанием для приостановления действия сертификата соответствия являются следующие условия:
а) при инспекционном контроле установлено, что заявителем – держателем сертификата соответствия не выполняются требования, предъявляемые при обязательной сертификации;
б) заявитель – держатель сертификата соответствия отказался от проведения инспекционного контроля или не позволяет проводить его с требуемой периодичностью;
в) заявитель – держатель сертификата соответствия не выполнил запланированные корректирующие или предупреждающие действия по устранению несоответствий по результатам предыдущего инспекционного контроля;
г) выявлены нарушения правил использования сертификата соответствия заявителем – держателем сертификата соответствия.
42. Заявитель – держатель сертификата соответствия вправе добровольно направить запрос в орган по сертификации о приостановлении действия сертификата соответствия.
43. При принятии решения о приостановлении действия сертификата соответствия орган по сертификации готовит уведомление о приостановлении действия сертификата соответствия. Уведомление оформляется на бланке органа по сертификации и подписывается его руководителем или уполномоченным им должностным лицом.
44. Срок приостановления действия сертификата соответствия не должен превышать 3 месяцев со дня принятия решения о приостановлении действия сертификата соответствия.
45. Заявитель – держатель сертификата соответствия, получивший уведомление органа по сертификации о приостановлении действия сертификата соответствия, обязан устранить выявленные несоответствия в срок, указанный в уведомлении, и сообщить об устранении несоответствий в орган по сертификации.
46. Основанием для возобновления действия сертификата соответствия является получение органом по сертификации заявления заявителя – держателя сертификата соответствия с приложением документально подтвержденных сведений об устранении обстоятельств, повлекших приостановление действия сертификата соответствия.
47. При предоставлении заявителем всех документов, подтверждающих устранение обстоятельств, повлекших приостановление действия сертификата соответствия, орган по сертификации в течение 10 рабочих дней принимает решение о возобновлении действия сертификата соответствия.
48. Действие сертификата соответствия возобновляется со дня принятия органом по сертификации соответствующего решения, о котором заявитель – держатель сертификата соответствия в 3-дневный срок со дня принятия данного решения уведомляется письмом, подписанным руководителем органа по сертификации или уполномоченным им должностным лицом.
49. Основанием для прекращения действия сертификата соответствия является:
а) невыполнение заявителем – держателем сертификата соответствия требований после окончания срока приостановления действия сертификата соответствия;
б) выявление по результатам инспекционного контроля следующих несоответствий:
изменение конструкции (состава) и комплектности технического средства обеспечения транспортной безопасности;
изменение организации и (или) технологии производства;
изменение (невыполнение) требований технологии, методов контроля и испытаний;
в) запрос заявителя – держателя сертификата соответствия о прекращении действия сертификата соответствия.
50. При принятии решения о прекращении действия сертификата соответствия орган по сертификации готовит уведомление о прекращении его действия, которое оформляется на бланке органа по сертификации и подписывается его руководителем или уполномоченным им должностным лицом.
51. Заявитель – держатель сертификата соответствия, получивший уведомление органа по сертификации о прекращении действия сертификата соответствия, обязан возвратить сертификат соответствия в орган по сертификации.
52. Прекращение действия сертификата соответствия фиксируется в реестре выданных сертификатов соответствия.
53. Основанием для замены ранее выданного сертификата соответствия является заявление заявителя – держателя сертификата соответствия или его правопреемника о необходимости замены ранее выданного сертификата соответствия.
54. В случае реорганизации, изменения организационно-правовой формы, местонахождения или наименования заявителя – держателя сертификата соответствия по заявлению заявителя – держателя сертификата соответствия или его правопреемника (с приложением обосновывающих документов и изменений в ранее представленную документацию) органом по сертификации производится замена ранее выданного сертификата соответствия на новый.
Ранее выданный сертификат соответствия считается действующим до даты выдачи вновь выданного сертификата соответствия, после чего подлежит возврату в орган по сертификации в течение 10 календарных дней со дня выдачи нового сертификата соответствия.
55. Основанием для выдачи дубликата сертификата соответствия является заявление заявителя – держателя сертификата соответствия о выдаче дубликата сертификата соответствия с указанием причины необходимости выдачи дубликата сертификата соответствия, направленное в орган по сертификации.
56. Орган по сертификации на основании записи в реестре выданных сертификатов соответствия производит выдачу дубликата сертификата соответствия в течение 3 рабочих дней со дня регистрации в органе по сертификации заявления заявителя – держателя сертификата соответствия.
57. Основанием для получения информации из реестра выданных сертификатов соответствия является письменное обращение физического или юридического лица в орган по сертификации о предоставлении такой информации.
58. Выписка из реестра выданных сертификатов соответствия, подписанная руководителем органа по сертификации или уполномоченным им должностным лицом, в 3-дневный срок со дня регистрации в органе по сертификации письменного обращения направляется физическому или юридическому лицу.
59. Заявитель имеет право подать жалобу на решение и (или) действия (бездействие) органа по сертификации и (или) их должностных лиц при проведении обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности (далее – жалоба).
60. Жалоба может быть направлена в орган по сертификации. Жалоба на решения, принятые руководителем органа по сертификации, может быть направлена в федеральный орган по сертификации. Жалоба рассматривается должностным лицом органа по сертификации либо федерального органа по сертификации, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.
61. Жалоба подается в орган по сертификации либо федеральный орган по сертификации в письменной форме на бумажном носителе либо в электронном виде.
62. Поступившая в орган по сертификации или федеральный орган по сертификации жалоба подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа по сертификации (должностного лица органа по сертификации) в приеме документов у заявителя, в том числе по причине допущенных опечаток и ошибок, – в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
63. При поступлении жалобы в федеральный орган по сертификации ее рассмотрение осуществляется в порядке, определенном Правилами подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом” и ее должностных лиц, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2021 г.
№ 840 “О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом” и ее должностных лиц”.
64. По результатам рассмотрения жалобы орган по сертификации или федеральный орган по сертификации принимает одно из следующих решений:
удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом по сертификации опечаток и ошибок в выданных документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных формах;
отказывает в удовлетворении жалобы.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме или по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.