О моратории на выдачу сертификата

Обзор основных положений Приказа № 327н

Итак, Приказом № 327н до 1 января 2021 года установлено следующее:

  • Объявлен мораторий на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации специалиста;
  • Срок действия сертификатов специалиста, которые истекли в период с 6 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, продлен на 12 месяцев;
  • Некоторые категории лиц могут быть допущены к работе врачами-специалистами без получения сертификата или свидетельства об аккредитации специалиста. Особо отметим, что это в том числе касается и тех, кто в этом году закончит ординатуру. Данные специалисты также смогут работать врачами-специалистами, а не врачами-стажерами вопреки распространенному мнению. Подробное юридическое обоснование данной позиции будет изложено далее.
  • Лица, которые обучаются в ординатуре по одной из специальностей, входящих в группу «Клиническая медицина», смогут трудоустроиться на должность врача-стажера под руководством врача-специалиста при условии прохождения краткосрочного повышения квалификации (36 часов). Особо отметим, что это касается только обучАЮщихся, а не обучИВшихся в ординатуре.
  • Лица, которые обучаются на выпускных курсах по программам среднего профессионального образования по одной из специальностей, входящих в группу «Клиническая медицина», смогут трудоустроиться на должность среднего медицинского персонала под руководством старшей медицинской сестры при условии прохождения краткосрочного повышения квалификации (36 часов).
  • Лица, которые имеют высшее медицинское образование, полученное в России, и которые не работали по своей специальности более 5 лет, смогут устроиться на должность врача-стажера под руководством врача специалиста при условии прохождения краткосрочного повышения квалификации (36 часов).
  • Лица, которые имеют среднее медицинское образование, полученное в России, и которые не работали по своей специальности более 5 лет, смогут устроиться на должность среднего медицинского персонала под руководством старшей медицинской сестры при условии прохождения краткосрочного повышения квалификации (36 часов).

Однако часть из вышеуказанных нововведений вызывает вопросы, а часть, как мы уже указали, нуждается в подробном юридическом обосновании. Поэтому ниже разберем некоторые положения Приказа отдельно.

Стоит ли сейчас проходить сертификацию тем специалистам, у которых срок действия сертификата истекает в этом году, чтобы продлить его действие на 5 лет?

Многие медицинские работники умышленно «подгоняли» срок действия своих сертификатов под 2020 год, чтобы продлить его на 5 лет (до 2025 года) и еще на длительно время забыть об аккредитации. В этой связи Приказ Минздрава № 327н, который запретил получение сертификатов на весь 2020 год и объявил продление срока действия сертификатов на 12 месяцев, выглядит для медицинских работников медвежьей услугой.

На этом фоне активизировались образовательные организации, которые сейчас массово зазывают медицинских работников на сертификацию и предлагают огромные скидки на обучение. Дескать это последний шанс продлить свой сертификат и отсрочить вступление в непонятную процедуру непрерывного медицинского образования.

При этом, некоторые образовательные организации обещают выдать сертификат сразу (неправильно трактуя значение слова мораторий, о чем мы уже рассказали выше), а некоторые предлагают пройти обучение сейчас, но сертификат выдать попозже (когда мораторий закончится).

Как бы там ни было, мы рекомендуем тем лицам, у которых сертификат истекает в 2020 году, пока воздержатся от его продления. Приведем аргументы:

  • Во-первых, как мы уже говорил выше, сертификат должен быть выдан через 10 дней после сертификационного экзамена. Поэтому вариант с «выдадим попозже» уже является формальным нарушением законодательства. Пусть за это и не предусмотрено специальной ответственности, да и нарушение срока выдачи не делает сертификат недействительным, все же неизвестно как подобные нарушения будет трактовать Минздрав и чем они аукнутся потом.
  • Во-вторых, в Приказ № 327н еще могут внести изменения. В частности, возможна такая ситуация, когда медицинский работник заплатит деньги за обучение, а Минздрав распространит мораторий не только на получение сертификата, но и на саму сертификацию. В итоге, деньги уже потрачены, а пройти экзамен будет нельзя.
  • В-третьих, действия регулятора в данной ситуации вовсе могут быть не предсказуемы вплоть до того, что выйдет какой-нибудь подзаконный нормативный правовой акт, который признает все сертификаты, выданные в период действия Приказа № 327н, недействительными. О законности таких действий мы говорить не будем, так как действия органов власти не всегда формально соответствуют законодательству (мы в этом уже убедились на примере введения режима самоизоляции).
  • Наконец, важнее не то, что написано в Приказе, а то, как это трактует сам Минздрав. Вполне возможно, что в смысл Приказа № 327н закладывался запрет в том числе и на проведение сертификации. Мы уже убедились как серьезно власть относятся к нарушению самоизоляции и вполне можем допустить, что проведение сертификационного экзамена будет трактоваться как нарушение санитарно-эпидемиологических мероприятий со всеми вытекающими последствиями как для самих обучающихся, так и для образовательных организаций.
Про сертификаты:  ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

Поэтому мы рекомендуем медицинским работникам пока не заключать договоры на обучение и подождать разъяснений Минздрава. Лучше немного переплатить за обучение позже, чем сейчас поддаться искушению в виде скидок, заплатить и так немалые деньги и в конец концов остаться «ни с чем».

Квалификационные требования и обязанность повышения квалификации пока никто не отменял

Неизвестно, специально ли, но Минздрав, продлив действие некоторых сертификатов специалиста, забыл об обязанности 1 раз в 5 лет проходить повышение квалификации.

Напомним, что данная обязанность закреплена в ряде профстандартов медицинских работников, в пункте 4 Порядка обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам, утвержденного Приказом Минздрава России от 03.08.2021 № 66н, а также является одним из квалификационных требований, указанных в Приказах Минздрава России от 08.10.2021 № 707н и Приказе Минздрава России от 10.02.2021 № 83н.

Таким образом, если вовремя не пройти повышение квалификации, медицинский работник не будет соответствовать квалификационным требованиям, и, следовательно, не будет иметь права на осуществление медицинской деятельности без сертификата специалиста / свидетельства об аккредитации в соответствии с Приказом № 327н (напомним, что условием допуска к осуществлению медицинской деятельности без сертификата специалиста / свидетельства об аккредитации является, в том числе, соответствие квалификационным требованиям, а они, как мы указали выше, предусматривают повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет).

Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.04.2021 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности…», соответствие медицинских работников квалификационным требованиям, в том числе регулярное прохождение повышения квалификации (не реже 1 раза в 5 лет), является одними из лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.

Это еще одна причина для тех лиц, у которых крайний срок прохождения повышения квалификации наступает в этом году, пройти соответствующее обучение и получить новое удостоверение. В противном случае медицинская организация не будет соответствовать лицензионным требованиям.

Правда, в этом году, как мы писали в одной из своих заметок, объявлен мораторий на плановые лицензионные проверки. Поэтому ответственность за нарушение лицензионных требований медицинской организации вряд ли грозит. Однако, это относится к действующим медицинским организациям.

В свою очередь, открыть новую медицинскую организацию или переоформить лицензию, если у вас в штате есть работники, которые вовремя не прошли повышение квалификации, не получится (поскольку в таком случае будет проведена внеплановая проверка, которая установит, что медицинская организация не будет соответствовать лицензионным требованиям).

Какая же точка зрения верная?

Начнем с того, что традиционно, слово «мораторий» ассоциируется именно с «запретом на что-либо». Яркий пример – мораторий на смертную казнь, который, как мы полагаем никто не будет оспаривать, явно означает запрет на исполнение смертных приговоров, а не «право на их исполнение или неисполнение».

В частности, в контексте запрета на смертную казнь слово «мораторий» употребляют российские суды, в том числе и Конституционный (см. Определение Конституционного Суда РФ от 28.06.2021 № 1274-О, Постановление Конституционного Суда РФ от 20.05.2021 № 16-П, Апелляционное определение Липецкого областного суда от 28.11.2021 по делу № 33-2865/2021, Кассационное определение Пермского краевого суда от 20.09.2021 по делу № 22-7230 и другие).

В некоторых нормативных правовых актах слово «мораторий» действительно используется в значении «отсрочки исполнения обязательств». Например, об этом говорится в статье 202 Гражданского Кодекса РФ, а также в статье 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В статье 2 Федерального закона «О банкротстве» указано, что мораторий – это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей (то есть та же самая отсрочка). В статье 9.1 этого же закона, Правительству РФ предоставлено право ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами.

При этом, как гласит часть 2 статьи 9.1 этого же закона, в период действия моратория, заявления кредиторов о признании должника банкротом, поданные в арбитражный суд, подлежат возвращению. Как мы видим, в данном случае мораторий означает ни что иное, как «запрет на признание должника банкротом по иску кредитора», а не как право на подачу такого иска.

Про сертификаты:  Для периодической аккредитации в 2021 году медработнику нужно 144 часа по программам повышения квалификации

Следовательно, если мыслить по аналогии, то Приказ Минздрава № 327н также установил запрет (приостановление, отсрочку) получения сертификатов и свидетельств об аккредитации.

Единственный источник, в котором нам удалось найти подтверждение второй позиции, это Википедия и некоторые юридические словари. В частности, в Википедии со ссылкой на Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона утверждается, что мораторий — это право на отсрочку платежа по долговому обязательству, предоставляемое в административном или судебном порядке.

Однако, согласитесь, что юридический статус Википедии и толковых словарей как минимум сомнителен. Более того, юридические словари в вопросе трактовки слова «мораторий» также друг-другу противоречат. Например, Большой юридический словарь, трактует мораторий именно как безусловную отсрочку исполнения обязательств, а не право на такую отсрочку.

В конце концов, если исходить из той логики, что Минздрав не планировал устанавливать запретов и на самом-то деле хотел предоставить медицинским работникам и образовательным организациям право на прохождение/проведение сертификации или аккредитации, то он скорее всего не стал бы вводить пункт о моратории, а просто продлил бы действие сертификатов и уточнил, что свидетельства об аккредитации будут выданы позже.

Поэтому все указывает на то, что Минздрав до конца года ввел не что иное как запрет на получение сертификатов и свидетельств. Отсюда назревает следующий вопрос:

Необходимые документы и их отправка

С 1 июня 2021 года, когда будет снят

на выдачу свидетельств об аккредитации, медработники смогут отправиться на аккредитацию. Аккредитация проводится  аккредитационной комиссией в аккредитационных центрах. 

Для того, чтобы пройти аккредитацию, необходимо сначала определиться, какая именно аккредитация вам нужна: первичная, первичная специализированная, периодическая.

Подробнее об этапах – «Обязательно ли медработникам проходить аккредитацию с 2021 года?».

И в зависимости от формы вам нужно составить определенный пакет документов:

Список необходимых документов для аккредитации медработников 2021
Список необходимых документов для аккредитации медработников 2021

Прием документов осуществляется не менее 10 рабочих дней. Для первичной и первичной специализированной аккредитации – не реже 1 раза в 3 месяца, для периодической – 1 раз в месяц.

Собранные документы можно подать в аккредитационный центр лично, отправить почтой, составить в электронной форме с использованием портала НМО (только для периодической аккредитации).

После принятия документов, медработник получает расписку и извещение о сроках аккредитации (лично или на почтовый или электронный адрес, указанные при отправлении). Полученные сведения регистрируются ответственным секретарем аккредитационной подкомиссии в журнале регистрации документов.

Если документы не были приняты, специалист получает письмо об отказе с указанием причины. После устранения выявленных ошибок, медработник может отправить документы повторно.

В течение 7 дней после принятия документов ответственный секретарь проверяет на наличие всех нужных, а затем отправляет их аккредитационной комиссии. 10 дней отводится на проведение заседания и принятие решения о допуске конкретного медицинского работника к аккредитации.

Портфолио оценивается не более 20 рабочих дней со дня регистрации.

Случаи и условия, при которых физические лица могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста

1. В случае чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, допуск физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без получения сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста, до окончания срока действия настоящего приказа осуществляется:

а) по определенной специальности1 лиц, получивших медицинское, фармацевтическое или иное образование в Российской Федерации, при соблюдении следующих условий:

наличие документа об образовании и (или) квалификации, подтверждающего получение образования по данной специальности;

соответствие полученного образования квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием2 или квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием3 по данной специальности;

б) лиц, обучающихся по программам высшего медицинского образования (уровень ординатуры) по одной из специальностей укрупненной группы специальностей “Клиническая медицина”4, при соблюдении следующих условий:

прохождение обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов);

трудоустройство на должность врача-стажера5;

осуществление медицинской деятельности под контролем врача-специалиста;

в) лиц, обучающихся на выпускных курсах по программам среднего профессионального образования по одной из специальностей укрупненной группы специальностей “Клиническая медицина”6, при соблюдении следующих условий:

прохождение обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов);

трудоустройство на должность специалиста со средним медицинским образованием;

осуществление медицинской деятельности под контролем старшей медицинской сестры;

г) лиц, имеющих медицинское образование, полученное в Российской Федерации, и не работавших по своей специальности более пяти лет, при соблюдении следующих условий:

прохождение обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов);

Про сертификаты:  Сокол-2 (ИО 414-1) Извещатель охранный объемный комбинированный

трудоустройство на должность врача-стажера (для специалистов с высшим медицинским образованием) или должность специалиста со средним медицинским образованием (для специалистов со средним медицинским образованием);

осуществление медицинской деятельности под контролем врача-специалиста (для специалистов с высшим медицинским образованием) или старшей медицинской сестры (для специалистов со средним медицинским образованием).

2. В случае оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 допуск физических лиц к осуществлению медицинской деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста, осуществляется при условии соблюдения требований пунктов 5 и 6 приложения N 10 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г.

N 198н “О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 марта 2020 г., регистрационный N 57786) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 марта 2020 г.

——————————

1 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 октября 2021 г. N 700н “О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 ноября 2021 г., регистрационный N 39696) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 октября 2021 г.

N 771н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2021 г., регистрационный N 44926) и от 9 декабря 2021 г. N 996н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 января 2020 г., регистрационный N 57174), приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2008 г.

N 176н “О номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 2008 г., регистрационный N 11634) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2021 г. N 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 мая 2021 г., регистрационный N 17160).

2 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2021 г. N 707н “Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки “Здравоохранение и медицинские науки” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2021 г., регистрационный N 39438) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2021 г. N 328н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2021 г., регистрационный N 47273).

3 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2021 г. N 83н “Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2021 г., регистрационный N 41337).

4 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2021 г. N 1061 “Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2021 г., регистрационный N 30163) с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2021 г.

N 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2021 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2021 г. N 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2021 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2021 г.

N 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2021 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2021 г. N 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2021 г., регистрационный N 36994), от 1 октября 2021 г.

N 1080 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2021 г., регистрационный N 39335), от 1 декабря 2021 г. N 1508 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2021 г., регистрационный N 44807), от 10 апреля 2021 г.

N 320 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 мая 2021 г., регистрационный N 46662), от 11 апреля 2021 г. N 328 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 2021 г., регистрационный N 47167), от 23 марта 2021 г.

5 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 1183н “Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 марта 2021 г., регистрационный N 27723) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 августа 2021 г. N 420н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2021 г., регистрационный N 33591).

6 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 1199 “Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2021 г., регистрационный N 30861) с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2021 г.

N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2021 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2021 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2021 г., регистрационный N 39955) и от 25 ноября 2021 г. N 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2021 г., регистрационный N 44662).

Оцените статью
Мой сертификат
Добавить комментарий