Кавказский Узел | О положении в России жителей Чечни, вынужденно покинувших ее территорию

Кавказский Узел | О положении в России жителей Чечни, вынужденно покинувших ее территорию Сертификаты

Власти ингушетии расписались в бессилии перед решением проблем переселенцев

Юнус-Бек Евкуров отреагировал на заявления вынужденных переселенцев из Чечни о невозможности получить от властей помощь и жилье. Он объяснил трудности с переселенцами поправками в федеральный закон, но пообещал разобраться в ситуации. Переселенцы могут сами направить жалобы на закон в Конституционный суд, парламент или премьеру, заявил министр по внешним связям, национальной политике, печати и информации Улан Евлоев.

Как писал “Кавказский узел“, в феврале вынужденные переселенцы из Чечни в Ингушетию пожаловались на то, что власти не продляют им соответствующий статус. 15 марта в одном из частных домов в Назрани собрались около 200 вынужденных переселенцев. Они заявили, что лишились статуса беженцев и права на получение жилья, получив мизерные компенсации, а власти Ингушетии не хотят решать их проблемы и миграционная служба отказывается продлять статус беженца даже по решению суда.

14 февраля пресс-служба постпредства Ингушетии сообщила о пикете вынужденных переселенцев из Чечни у здания Госдумы в Москве. Глава республики Юнус-Бек Евкуров потребовал от Совбеза разобраться с “политизированной акцией, направленной на раскачивание ситуации” в Ингушетии, “установить всех участников, изучить их мотивы, и кто за ними стоит”. Переселенцы не пикетировали в Москве, а встречались с депутатом от Ингушетии, заявила на это переселенка Мадина Дзортова, которую Евкуров назвал организатором пикета.

Прокуратуре переданы данные по 280 семьям с непродленным статусом беженцев

Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров поручил руководителю своей администрации Магомеду Яндиеву в ближайшее время организовать встречу с вынужденными переселенцами из Чечни, в связи с недовольством людей, высказанном на встрече в Назрани, сообщается в пресс-релизе главы и правительства Ингушетии, поступившем в редакцию “Кавказского узла”.

“В республике с переселенцами все вопросы были отработаны в рамках рабочей группы. При моем участии в декабре и феврале мы провели пять встреч со всеми, у кого такие проблемы существуют. Составлены списки из порядка 280 семей, которым не продлен статус, списки сейчас находятся на проверке в прокуратуре республики – ведомство изучит каждый отдельный случай и примет решение о мерах прокурорского реагирования по каждому случаю отказа в продлении статуса вынужденного переселенца”, – приводятся слова главы Ингушетии в пресс-релизе.

Евкуров заявил, что проблема заключается не в работе управления Федеральной миграционной службы, которую переселенцы винят в отказе продлить статус беженцев, а в поправках к закону РФ “О вынужденных переселенцах”, которые были приняты в 2021 году. Согласно этим поправкам, все, кто получил компенсацию, возвратную ссуду или иную господдержку, лишаются статуса вынужденного переселенца, пояснил он.

“В связи с этим мною дано поручение подготовить письмо на имя председателя правительства РФ с просьбой разобраться в ситуации и отменить принятые в 2021 году поправки, чтобы помочь этим людям в получении жилья”, – сказал глава Ингушетии.

Евкуров заявил, что нужно “еще раз выслушать проблемные вопросы, поступающие от переселенцев, и в то же время установить тех, кто лишний раз провоцирует граждан на такие акции”.

“Еще раз отмечаю, вся работа была проведена и проводится, федеральным центром республике оказана серьезная поддержка в решении этого вопроса. В то же время есть те переселенцы, кто уже по нескольку раз получили жилье, и они провоцируют остальных”, – отметил глава республики.

Евкуров призвал не “шантажировать власть”

Глава Ингушетии также заявил, что “попытки шантажа и давления на власть не пройдут”. “Те “доброжелатели”, которые пытаются оказывать вам помощь, на самом деле оказывают вам медвежью услугу, – заявил глава Ингушетии, слова которого приводит его пресс-служба. – Я без чьей-либо подсказки знаю, что этих средств (полученных переселенцами в виде первых средств поддержки за потерю имущества) недостаточно, но так прописано в законе. Когда были сформированы списки вынужденных переселенцев и по ним стали выдавать жилье, появилась группа порядка 200 человек, которые в эти списки не вошли. Из них мы создали общественный совет и с ними собирались для обсуждения этого вопроса”.

По его словам, в прокуратуре подтвердили, что продлевать статус вынужденного переселенца этим людям по закону не положено.

“Мною было сказано, что, как только будет получен официальный ответ прокуратуры, я лично буду ходатайствовать перед председателем правительства Российской Федерации о внесении изменений постановления правительства РФ по данному вопросу. Мы сможем обосновать, что материнский капитал и другие виды господдержки не могут быть рассмотрены как компенсация за жилье”, – сказал Евкуров.

По его словам, при этом некоторые люди, не дожидаясь результата, устраивают провокации. “Это не что иное, как попытки шантажа и давления на власть, и это у них не пройдет. А по этим организаторам, которые всю эту смуту среди людей наводят, будет произведена проверка на предмет законности получения ими жилья на себя, на своих родственников… Некоторые из них по два-три раза уже жилье получили”, – заявил глава Ингушетии.

Евкуров призвал переселенцев не слушать тех, “кто мотивирует на поспешные, необдуманные действия”. “Зачем надо было ехать в Москву и стоять там с плакатом у здания Госдумы? У нас есть депутаты и по первому вашему сигналу мы пригласим их в республику, пожалуйста, свою жалобу подавайте. Не обманывайтесь… Вас просто нагло обманывают! Не лезьте в эти дела и будьте более благоразумны. Тогда мы все задачи выполним”, – сказал он.

Замруководителя администрации главы Ингушетии Тамерлан Гандалоев, курирующий правовой блок, рапортовал, что 7 марта была повторно создана рабочая группа для дополнительного анализа отказов в продлении статуса вынужденного переселенца. Ее возглавил заместитель секретаря Совета безопасности Ингушетии Исмаилхан Гайтов.

“Информацию о проделанной работе рабочая группа должна представить в срок до 30 марта 2021 года”, – сообщил в свою очередь Исмаилхан Гайтов, слова которого приводятся в пресс-релизе.

Руководитель первой рабочей группы, вице-премьер правительства Ингушетии Магомед Гогиев проинформировал, что всего по программе вынужденных переселенцев (в рамках федеральной целевой программы “Жилище” на 2021-2021 годы) в республике построено 1439 квартир, из них 599 – в сельском поселении Яндаре, 840 -в Назрани. Выданы 1187 квартир, жилье получили 6528 человек, рассказал Гогиев.

Министр по внешним связям, национальной политике, печати и информации Улан Евлоев заявил, что, когда в начале года недовольные постановлением переселенцы обратились к Евкурову с просьбой каким-то образом повлиять на ситуацию, республиканское руководство ничем помочь не смогло. “Чтобы нуждающиеся смогли получить жилье, должны быть отменены поправки в законе (закон РФ N 4530-I “О вынужденных переселенцах”)… Мы не можем действовать вне закона, мы руководствуемся только им”, – пояснил Евлоев.

По его словам, вопросом отмены поправок могут заняться исключительно переселенцы, которые “сами должны обращаться с жалобами в КС, парламент или к премьеру”.

Однако руководство республики организовало группу для дополнительного анализа отказов в продлении статуса вынужденного переселенца, и она примет обращения переселенцев с последующей передачей их в указанные ведомства, отметил Евлоев.

“Программа помощи осуществляется Миннацом. На сегодня (24 марта) составлены списки (нуждающихся) людей. Всего обращения подали около 2 тысяч человек. Здесь – и те, кто получил денежную компенсацию, и те, кто владеет недвижимостью”, – сказал Евлоев.

Проблема, по словам Евлоева, “не будет решена за два-три месяца”, поскольку “это кропотливый труд в области юриспруденции”.

Он сообщил, что поручение, которое дал Евкуров относительно подготовки письма на имя председателя правительства РФ с просьбой разобраться в ситуации и отменить принятые в 2021 году поправки, было готово “три-четыре дня назад”. При этом Евлоев не смог уточнить, отправлено ли оно.

Глава Миннаца также рассказал, что в Ингушетии есть переселенцы, которые ранее отказались от денежной компенсации и не владеют имуществом. Эти люди уже получили жилье, сказал Евлоев. Он подтвердил, что таковых – 6528 человек, “но очередь на жилье есть”.

“В конце 2021 года Миннац подал в Объединенную дирекцию по реализации федеральных инвестиционных программ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ заявление на предоставление жилья 721 семье. На данный момент пришел 201 сертификат на жилье… Планируется, что около 140 семей получат сертификаты на руки в течение месяца”, – рассказал Евлоев.

Сумма, выделенная Минстроем РФ на сертификаты, равна 466 миллионам рублей, таким образом, каждое жилье в среднем будет стоить порядка 2,3 миллиона рублей, отметил глава Миннаца.

Тем, кто не потерял статус переселенца, жилье будет выделено до 2020 года

Семьи переселенцев могут получить квартиру, купленную на первичном рынке, или дом, который уже был в чьем-либо владении, рассказал министр по внешним связям, национальной политике. В случае, если семья решает приобрести дом, то схема приобретения выглядит следующим образом: держатель сертификата выбирает жилье, сообщает об этом в Минстрой, который заключает договор с продавцом; ему переводится сумма на счет, затем жилье передается переселенцу, рассказал Евлоев.

Про сертификаты:  Купить смазочно-охлаждающая жидкость (сож) ratak 6210 r - 5л. в Екатеринбурге по цене от 3 017

Если же семья хочет жить к квартире, то вопрос выбора решается жеребьевкой. “Процедуру проводит Миннац Ингушетии. Собирается группа из представителей семей, и каждый, как на экзамене, тянет “билет”, на котором указывается адрес квартиры. Если человек хочет жить повыше или пониже, увы, отказаться от квартиры нельзя. На первый взгляд кажется, что схема не идеальная, но она используется во всех регионах России. Это честное распределение”, – рассказал Евлоев.

Исключение составляют инвалиды и люди пожилого возраста. Им выдаются квартиры на первом либо на втором этажах, уточнил Евлоев.

Сейчас квартиры предлагаются в двух местах: это село Яндаре под Карабулаком и “105 массив” в Назрани. По словам Евлоева, “и там, и там специально для переселенцев возведены новые жилые городки с хорошей инфраструктурой”. “Городки обеспечены школами, садами, во дворах – новые детские площадки”, – рассказал Евлоев.

Он особо отметил, что ни первая, ни вторая схема не подразумевает выдачу денег переселенцам на руки. Завершить программу выдачи жилья переселенцам планируется в 2020 году, подытожил глава Миннаца.

Адвокат московской коллегии адвокатов “На Малой Дмитровке” Евгений Черноусов , комментируя поправки в ФЗ, на которые ссылаются власти, объясняя проблемы с отказом в статусе, отметил, что изменение закона – процедура, схожая с его принятием.

“Чтобы закон был изменен, поправки должны быть рассмотрены в обычном порядке – рассмотрение Госдумой в трех чтениях, затем подпись президента”, – рассказал корреспонденту “Кавказского узла” Черноусов.

При этом, чтобы парламент приступил к рассмотрению изменений ФЗ, в Думу должно быть направлено соответствующее заявление. Его могут подать либо группа депутатов, либо председатель правительства, либо президент, сказал Черноусов.

Адвокат подтвердил, что для решения вопроса переселенцев им необходимо обращаться либо в думу, либо к председателю правительства.

Черноусов также отметил, что есть способ изменения ФЗ с помощью Конституционного суда. “КС постановляет, насколько тот или иной закон соответствует Конституции. И если он решит, что принятые поправки антиконституционны, то они будут отменены”, – сказал Черноусов.

Переселенцы заявили об отсутствии конкретики в обещаниях властей

Мадина Дзортова, участвовавшая в деятельности рабочей группы по делам переселенцев, рассказала, что встречи с главой Ингушетии, на которых она присутствовала, “проходили по инициативе переселенцев, а не властей, и в ходе них главным требованием было восстановление статуса вынужденных переселенцев”.

“У нас много проблем, но в данный момент наше главное требование к властям – это восстановление нашего права на получение жилья от государства. Нам надо, чтобы восстановили наш статус. На встречах с главой республики было около 150-200 человек и у всех у них одно общее требование. Поэтому повесткой встреч было составление списка переселенцев, которым не продлен статус переселенца по тем или иным причинам”, – рассказала корреспонденту “Кавказского узла” вынужденная переселенка.

Она отметила, что на встрече с главой республики переселенцы подробно рассказали о своих проблемах.

“Переселенцы говорили, что они получали компенсации за потерянное в Грозном жилье в размере 120-130 тысяч рублей в 2001-2002 годах. Но получили деньги после дефолта 1998 года. Они по сегодняшний день снимают жилье. Пособий на оплату жилья, на пропитание от государства за эти годы не получали. Мы спрашивали, почему мы не получали эти пособия, но так и не поступил ответ. В результате мы составили список из 280 семей, которым не продлевают статус переселенца и передали властям. Пока нет никакой информации, что стало с этим списком”, – рассказала Дзортова.

При этом, она отметила, что “в этом списке не все семьи, у которых проблемы с продлением статуса переселенца”. “Глава республики нам сказал, что прокуратура проверит эти списки и при необходимости он обратится к правительству для решения вопроса”, – сказала Дзортова.

По ее словам, Юнус-Бек Евкуров не давал конкретных обещаний решить их проблемы и не называл конкретные сроки.

“Он не назвал сроки решения нашей главной проблемы. Просто сказал, что будет заниматься этим вопросом. При этом у него были претензии к переселенцам. Власти будто обвиняют нас в том, что мы стали вынужденными переселенцами. Они разговаривают с нами с позиции обвинительной стороны. Мы виноваты, что у нас забрали документы на собственность наших домов в Грозном? Ведь только в этом случае нам давали статус переселенца. Мы разве виноваты в том, что оказались в такой тяжелой ситуации после войны?”, – сказала Мадина Дзортова.

Она сообщила, что “глава республики предлагал переселенцам выявлять тех, кто незаконно получал жилье”. “Но мы ответили, что это не наша задача, а работа компетентных органов, например, миграционной службы, и это вопрос к тем чиновникам, которые незаконно предоставили жилье”, – заявила Мадина Дзротова.

Женщина отметила, что, по ее сведениям, угроз или давлении со стороны властей не было.

“Таких случаев, скорее всего, не было. Я не со всеми общалась, но если бы были угрозы, я бы знала о них”, – заверила она.

Мадина Дзортова отметила, что “переселенцы всегда открыты к любым встречам, которые поспособствуют решению их проблем, но встреч было много, а проблема остается нерешенной”.

“Мы бы хотели услышать от властей конкретные предложения и конкретные даты решения наших проблем. Еще я бы хотела ответить на обвинения о провоцировании переселенцев. Никто нас не провоцирует на действия. Мы больше 20 лет находимся в тяжелой ситуации и больше не можем молчать. Наша проблема не решается, и мы вынуждены о ней говорить. Наши права нарушены, и мы заявляем об этом. По их логике, мы не имеем на это право? Но если Юнус-Бек Баматгиреевич будет и дальше обвинять вынужденных переселенцев, то нам не о чем будет с ним говорить”, – заявила Дзортова.

По ее словам, в таком случае переселенцы будут обращаться в федеральный центр и к президенту страны. “Если они знают, что были случаи незаконного получения жилья переселенцами, то пусть найдут их и накажут по закону. Не надо обвинять всех переселенцев”, – сказала Дзортова.

Она также отметила, что, “если новая встреча состоится, то требованием, как и прежде, будет восстановление статуса переселенцев и предоставление жилья от государства взамен потерянных в Грозном домов и квартир”.  

Переселенка Роза Ужахова, которая была на встрече с Евкуровым и на собрании в Назрани, рассказала, что “глава Ингушетии обещал заняться решением проблемы продления статуса переселенцев”.

“Мы требовали восстановить наш статус переселенцев. Он сказал, что будет решать проблему, но дату не назвал. 24 года я хожу по квартирам. После 1995 года я вышла замуж и родила сына. Он родился с патологией, и я сама работать не могу. Работает мой муж, получая 16 тысяч рублей в месяц, из которых 11 тысяч мы отдаем за квартиру и оплачиваем коммунальные услуги. После мая нам придется съезжать с квартиры и снимать другую. Нам очень нужна наша собственная квартира”, – сказала Роза Ужахова корреспонденту “Кавказского узла”.

Она также отметила, что на переселенцев не оказывали давление из-за собрания в Назрани.

“Это собрание было спонтанным. Нас никто не провоцировал на эту акцию. У нас общая проблема, которая нас сплотила. Вот мы и поднимаем этот вопрос, надеясь на решение”, – сказала она.

Роза Ужахова также добавила, что готова еще раз встретиться с главой республики и потребовать решения проблемы. “Я же не требую каких-то немыслимых вещей. Я всего лишь хочу от государства получить квартиру вместо той, которую я потеряла в Грозном”, – сказала она.

Другой поселенец рассказал, что на встрече с Евкуровым в феврале “звучали обещания решить проблему с продлением статуса переселенцев, но ближе к марту создалось ощущение, что власти забыли об обещаниях”.

“На встрече было выбрано пять человек в качестве рабочей группы, которая собирала документы переселенцев. Собранные документы были сданы компетентным органам и на очередной встрече по проблемам переселенцев членам рабочей группы сказали, что в поселке Юбилейный открыт новый микрорайон и там якобы 200 квартир для переселенцев. Однако сказали не надеяться на эти квартиры. То есть они сначала говорили, что решат проблему, потом уже в начале марта заговорили по-другому”, – рассказал корреспонденту “Кавказского узла” один из переселенцев, пожелавший не называть своего имени.

Он также подтвердил, что угроз в адрес собравшихся в Назрани переселенцев со стороны представителей власти не поступало. “В этом плане все в порядке. Но вот люди уже потеряли веру. На новую встречу с главой республики, конечно, пойдут люди, но их уже не будет так много, как в прошлый раз. И они уже не поверят словам и обещаниям. Лично я думаю, что глава республики не может решить нашу проблему”, – сказал переселенец.

Про сертификаты:  Дезискраб, 1л, с дозатором - купить в Москве, цена | Сателлит

При этом опрошенные “Кавказским узлом” переселенцы отметили, что их никто на новую встречу еще не приглашал, и у них нет сведений, что глава республики намерен организовать ее.  

Приложение 2

МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ ФЕДЕРАЦИИ,НАЦИОНАЛЬНОЙ И МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

123995, Москва, ГСП-5, Трубниковский пер., 19

Телефон 203-10-88; факс 202-44-90

09.12.2001 №09/1-9317

Государственная ДумаФедерального Собрания РФКомитет по делам СНГи связям с соотечественникамиЗаместителю Председателя КомитетаВ.В.Игрунову

Уважаемый Вячеслав Владимирович!

В период с сентября 1999 года по 2001 год терорганами ФМС России и Минфедерации России в Чеченской Республике, Республике Ингушетия, Республике Дагестан, Республике Северная Осетия-Алания и Ставропольском крае учтено по форме №7 – “Учет семьи, прибывшей при чрезвычайных ситуациях” – 568449 граждан, покинувших постоянное место жительства на территории Чеченской Республики.

После начала контртеррористических мероприятий на территории Чеченской Республики за период с 1 октября 1999 г. по 1 октября 2001 г территориальными органами ФМС России и Минфедерации России вынужденными переселенцами было признано 12,5 тыс.чел (около 6 тыс. семей), вынужденно покинувших Чеченскую Республику.

Среди них подавляющее большинство составляют граждане не титульной национальности либо смешанные семьи, которые состоят как из лиц титульной, так и не титульной национальности. Статус вынужденного переселенца им был предоставлен в связи с наличием у них обстоятельств выбытия с прежнего места жительства, предусмотренных п.1 ст.

1 Закона Российской Федерации “О вынужденных переселенцах”, а именно, совершенного в отношении подавших ходатайство о признании вынужденными переселенцами и членов их семей насилия или преследования, а также обоснованных опасений подвергнуться преследованию по признаку национальной принадлежности и вероисповедания.

За 9 месяцев 2001 г. из 2903 чел., включенных в поданные ходатайства, вынужденными переселенцами было признано 1331 чел. Остальным гражданам было отказано в регистрации ходатайства о признании вынужденными переселенцами либо в предоставлении статуса вынужденного переселенца в связи с несоответствием причины их выбытия с прежнего места жительства обстоятельствам, предусмотренным п.1 ст.

Сведения о гражданах из Чеченской Республики, признанных вынужденными переселенцами по регионам России в период с 1.10.99г. по 1.10.2001г. прилагаются.

Приложение: на 2 л. в 1 экз.

Заместитель МинистраА.П. Благовидов

СВЕДЕНИЯ о гражданах из Чеченской Республики, признанных вынужденными переселенцами по регионам России в период с 1.10.99 г. по 1.10.2001 г.

Регионы

семей

человек

Российская Федерация

5964

12464

Северо-Западный федеральный округ

391

901

Р. Карелия

10

21

Р. Коми

9

29

Архангельская обл.

6

24

Ненецкий а.о.

1

1

Вологодская обл.

4

7

Калининградская обл.

38

101

Ленинградская обл.

98

201

Мурманская обл.

8

15

Новгородская обл.

20

48

Псковская обл.

8

21

г. Санкт Петербург

189

433

Центральный федеральный округ

1036

2097

Белгородская обл.

116

197

Брянская обл.

16

43

Владимирская обл.

29

76

Воронежская обл.

103

169

Ивановская обл.

12

20

Калужская обл.

25

47

Костромская обл.

4

11

Курская обл.

31

62

Липецкая обл.

32

64

Московская обл.

89

162

Орловская обл.

32

82

Рязанская обл.

24

47

Смоленская обл.

21

41

Тамбовская обл.

316

687

Тверская обл.

61

117

Тульская обл.

18

42

Ярославская обл

36

73

г. Москва

71

157

Приволжский федеральный округ

601

1451

Р. Башкоркостан

73

217

Р. Марий Эл

4

15

Р. Мордовия

4

5

Р. Татарстан

25

69

Удмуртская Р.

11

46

Чувашская Р.

15

46

Кировская обл.

16

51

Нижегородская обл.

32

72

Оренбургская обл.

43

104

Пензенская обл.

39

55

Пермская обл.

20

40

Коми-Пермяцкий автономный округ

Самарская область

33

57

Саратовская область

271

627

Ульяновская область

15

47

Южный федеральный округ

3525

6807

Республика Адыгея

34

96

Республика Дагестан

279

889

Республика Ингушетия

20

89

Кабардиио-Балкарская Республика

65

155

Республика Калмыкия

4

18

Карачаево-Черкесская Республика

13

45

Республика Северная Осетия-Алания

161

259

Чеченская Республика

Краснодарский край

71

986

Ставропольский край

1865

3250

Астраханская область

180

430

Волгоградская область

109

186

Ростовская область

224

404

Уральский федеральный округ

142

359

Курганская область

34

121

Свердловская область

9

22

Тюменская область

6

17

Ханты-Мансийский автономный округ

57

127

Ямало-Ненецкий автономный округ

25

42

Челябинская область

11

30

Сибирский федеральный округ

210

692

Республика Алтай

4

16

Республика Бурятия

23

74

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

37

115

Красноярский край

28

77

Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ

Эвенкийский автономный округ

Иркутская область

8

19

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ

Кемеровская область

56

213

Новосибирская область

5

12

Омская область

8

26

Томская область

36

133

Читинская область

5

7

автономный округ
Агинский Бурятский

Дальневосточный федеральный округ

59

157

Республика Саха (Якутия)

1

5

Приморский край

23

72

Хабаровский край

15

41

Амурская область

2

3

Камчатская область

5

10

Корякский автономный округ

2

6

Магаданская область

2

2

Сахалинская область

4

5

Еврейская автономная область

5

13

Чукотский автономный округ

Приложение 5

УтвержденоПостановлением ПравительстваЧеченской Республики 30.05.01 г. №22

Временное положение О пребывании международных неправительственных организаций и их представителей на территории Чеченской Республики

Раздел 1. Общие положения

1. Настоящее Временное положение определяет порядок пребывания, передвижения и регистрации временно прибывающих в Чеченскую Республику международных неправительственных организаций и их представителей, привлечения к ответственности этих представителей, а также руководителей, принимающих их организаций и граждан за нарушение настоящего Положения, обеспечения административно-правового режима пребывания на территории Чеченской Республики международных неправительственных организаций.

Раздел 2. Порядок регистрации, пребывания и передвижения представителей международных неправительственных организаций (МНО) на территории ЧР.

1. Представители МНО обязаны иметь при себе и представлять по требованию представителей Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел РФ, службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, Министерства обороны РФ, Федеральной пограничной службы РФ, органы исполнительной власти и официальных представителей принимающих организаций:

  • копии документов, подтверждающие международные соглашения, регистрацию МНО в Министерстве юстиции РФ и разрешение Правительства ЧР на право заниматься гуманитарной деятельностью в ЧР;
  • иностранные граждане-заграничные паспорта или заменяющие их документы, визу, зарегистрированную в установленном порядке ( за исключением граждан стран СНГ с безвизовым режимом въезда на территорию РФ );
  • граждане России – паспорт РФ или заменяющие их документы.

2. Руководители международных неправительственных организаций (их представительств в РФ) не позднее, чем за 5 суток до посещения представителями международных неправительственных организаций территории ЧР, письменно информировать Правительство ЧР с целью согласования программы пребывания представителей МНО в зоне проведения контртеррористической операции.

В программе должны быть указаны установочные данные представителей МНО, в том числе иностранных граждан ( при наличии таковых), гражданство, цель визита, маршрут передвижения,время и срок пребывания, объекты планируемого посещения, место проживания, сертификаты качества на ввозимые продовольственные и промышленные товары, ответственные лица международной неправительственной организации и органов исполнительной власти ЧР отвечающие за работу с МНО.

3. Представители МНО, временно находящиеся в ЧР, проживают в гостиницах или на иной жилой площади (независимо от принадлежности ее к тем или иным видам жилищного фонда) по своему выбору, в соответствии с согласованной программой пребывания российские принимающие организации, предприятия, учреждения, физические лица, пригласившие представителей МНО на территорию ЧР, в письменной форме информируют ПВО УВД МВД РФ по ЧР по месту пребывания, в день их прибытия.

4. Организации, принимающие на территории ЧР представителей МНО, обеспечивают своевременное разъяснение им прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством РФ и настоящим Положением, отвечают за выполнение представителями МНО установленных правовых норм, ведут их соответствующий учет, а также несут ответственность за своевременное оформление документов на право их пребывания, передвижения по территории ЧР, за выезд по истечении разрешенного срока пребывания с документами, оформленными соответствующим образом.

Организации, осуществляющие работу с иностранными МНО и их представителями, обязаны:

  • иметь соответствующее разрешение на право занятия этой деятельностью, полученное в Правительстве РФ;
  • предоставить ОВИР ПВС УВД МВД РФ по ЧР для регистрации паспорта прибывших иностранных представителей в течение трех рабочих дней;
  • вести учет иностранных граждан и осуществлять контроль за передвижением иностранных представителей МНО, а также автоколонн, действующих под эгидой той или иной организации, по территории ЧР;
  • нести необходимые расходы, связанные с проживанием, передвижением, выездом или выселением иностранных представителей.

МНО, если иное не оговорено условиями контракта, договора, соглашения с представителем либо организацией, которую он представляет:

незамедлительно сообщать в органы внутренних дел и органы федеральной службы о фактах нарушений правил пребывания и передвижения в зоне проведения контртеррористической операции иностранными и российскими представителями МНО.

Про сертификаты:  РВП по программе переселения: как сделать статус 2021

5. Физические лица, пригласившие представителей МНО в ЧР и предоставившие им жилую площадь обязаны принимать меры по своевременной регистрации документов, удостоверяющих личность иностранных и российских граждан в ПВС УВД МВД РФ по ЧР,и оказывать им содействие в выезде из ЧР по истечению срока пребывания, при необходимости – к продлению срока пребывания.

6. В случае выезда с места жительства для проживания по другому адресу, в т.ч. на арендуемой жилплощади, представители МНО в течение трех рабочих дней вновь регистрируют свои документы, удостоверяющие личность, в ПВС УВД МВД России по ЧР.

7. Представители МНО регистрируются:

  • при поселении в гостинице-администрацией гостиницы при наличии соответствующего разрешения ПВС УВД МВД РФ по ЧР ими заполняется анкета;
  • при размещении в жилых фондах предприятий, учреждений, организаций, а также граждан – органами внутренних дел ( ими подается заявление по установленной форме).

8. Продление срока действия регистрации представителям МНО, оформленной принимающей организацией и в гостиницах, производится в паспортно-визовой службе УВД МВД РФ по ЧР.

9. О регистрации представителей МНО, органы и организации, ее осуществившие, в суточный срок представляют в паспортно-визовую службу УВД МВД РФ по ЧР регистрационные листы установленного образца.

10. Личные и служебные автомашины представительств МНО, зарегистрированные за рубежом, прибывшие в ЧР на срок более трех дней, подлежат обязательной постановке на учет в таможне ЧР.

11. Несоблюдение правил регистрации и приема представителей МНО, а равно нарушение данными организациями правил пребывания и передвижения по территории ЧР влечет применение к виновным мер административного воздействия в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Раздел 3. Порядок обеспечения административно-правового режима пребывания на территории ЧР представителей международных неправительственных организаций, привлечения к ответственности этих лиц, а также руководителей принимающих их организаций и граждан, за нарушение установленных для них правил.

1. Организацию и обеспечение для международных неправительственных организаций административно-правового режима осуществляют УВД МВД РФ по ЧР во взаимодействии у Управлением ФСБ России по ЧР, органами Федеральной пограничной службы, миграционной службой, Правительством ЧР, администрациями городов и районов, другими органами исполнительной власти, участвующими в решении вопросов, связанных с пребыванием МНО и их представителей на территории ЧР.

2. Контроль за соблюдением требований законодательных актов РФ и настоящего Положения, выявление нарушений со стороны МНО, а также представителей данных организаций обеспечивается органами, указанными в п.1 раздела 3.

Республиканская миграционная служба, администрации городов и районов, другие учреждения и организации, а также частные лица, работающие с международными неправительственными организациями обязаны незамедлительно уведомлять в письменной форме органы внутренних дел и органы федеральной службы безопасности о фактах нарушений установленных правил.

3. В соответствии с Законом РФ “О государственной границе РФ” от 01.04.1993 г. №4732-1, дислоцированные в ЧР подразделения органов Федеральной пограничной службы во взаимодействии с органами Федеральной службы безопасности проводят выявления с иностранными представителями МНО, пытающимися выехать с территории ЧР за рубеж по просроченным и недействительным документам.

При выявлении органами Федеральной пограничной службы иностранных представителей МНО, следующих через ЧР с незарегистрированными в установленном порядке документами, уведомляют по данным фактам органы федеральной службы безопасности и органы внутренних дел для последующего принятия в отношении них мер административно-правового или уголовно-правового воздействия.

4. Представители МНО с поддельными, недействительными документами или без документов, а равно нарушившие паспортно-визовый режим пребывания в ЧР, у в установленный законом порядке помещаются в приемник-распределитель органов внутренних дел для временного содержания, установления личности, места постоянного проживания либо принадлежности к гражданству конкретной страны.

По окончании разбирательства органы внутренних дел направляют этих лиц в посольство или консульские учреждения страны постоянного жительства для получения соответствующей защиты и оказания помощи в возвращении на родину, если не имеется препятствующих этому оснований. Оплата расходов на отправление и сопровождение производится из личных средств иностранных представителей МНО.

Оплата также может осуществляться за счет принимающих организаций или лиц, пригласивших иностранных представителей МНО.

5. При выполнении уполномоченными на то органами исполнительной власти нарушений представителями международных неправительственных организаций установленных международными соглашениями, российским законодательством и настоящим Положением правил пребывания международных неправительственных организаций и их представителей на территории ЧР Правительством ЧР может быть рассмотрен вопрос о лишении МНО права заниматься гуманитарной деятельностью на территории ЧР.

Заключение о постановлении Правительства ЧР от 30.05.01 г. №22 (Временное положение о пребывании международных неправительственных организаций и их представителей на территории Чеченской Республики)

В соответствии со ст.76, частью 5 Конституции РФ нормативные правовые акты субъектов федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам, относящимся к исключительному ведению федерации или к совместному ведению федерации и ее субъектов.

Во Временном положении затронуты вопросы деятельности международных неправительственных организации, с одной стороны, и вопросы пребывания иностранных граждан на территории ЧР, с другой, причем эти две разных сферы регулирования, выражаясь бытовым языком, “свалены в одну кучу”.

Но и правовое положение общественных организаций, в том числе международных неправительственных организаций, действующих на территории РФ, и правовой режим пребывания иностранных граждан являются областью регулирования, относящейся к компетенции федерации, и субъекты федерации не вправе определять их по собственному разумению.

Так, Закон об общественных объединениях (действует в редакции федерального закона от 17.07.1998 №ФЗ-112) прямо предусматривает, что его действие распространяется и на деятельность структурных подразделений (организаций, отделений или филиалов и представительств) иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Такие организации подлежат регистрации непосредственно в Министерстве юстиции РФ. Свидетельство о государственной регистрации является тем документом, на основании которого они осуществляют деятельность в рамках устава организации. Надзор и контроль за их деятельностью, за ее соответствием уставным целям и законам Российской Федерации осуществляют регистрирующий орган и Генеральная прокуратура, а приостановление их деятельности возможно только решением Верховного суда по заявлению Генерального прокурора.

Столь же нелепа попытка самостоятельно установить какой-то особый административно-правовой режим пребывания в ЧР представителей международных неправительственных организаций. Если это российские граждане, то они пользуются свободой передвижения в соответствии с Законом о праве на свободу передвижения от 25.06.1993 г.

При этом даже ст.8 этого Закона, допускающая ограничение права на свободу передвижения на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, формально не может быть применена, поскольку ни военное, ни чрезвычайное положение на территории ЧР не объявлено.

Если представители международных общественных организаций – это иностранные граждане, законно находящиеся на территории РФ, то их право на свободу передвижения определяется федеральным законодательством и международными договорами РФ, но никак не усмотрением властей субъекта федерации.

Следует также иметь в виду ту категорию международных общественных организаций (и их сотрудников, кроме граждан РФ), которые нанимаются УВКБ ООН для осуществления или оказания содействия в осуществлении программ УВКБ. Они рассматриваются как действующие от имени УВКБ, и их статус и условия их пребывания в стране регулируются на основании Соглашения, заключенного УВКБ и Правительством РФ (ст.I, подпункт “к)” Соглашения).

Такой статус подтверждается специальным удостоверением личности, которое выдается УВКБ на основе Соглашения. Они обладают рядом привилегий и иммунитетов, закрепленных международным правом, а также обладают правом на незамедлительное оформление и бесплатное получение виз, лицензий и разрешений, необходимых для эффективного осуществления их функций и на свободное передвижение по стране в пределах осуществляемых гуманитарных программ УВКБ (ст.

XIII Соглашения). Правительство берет на себя обязательство принимать все необходимые меры для того, чтобы на них не распространялись те правовые положения, которые могут воспрепятствовать операциям, осуществляемым на основе Соглашения, и предоставляет им льготы, которые могут быть необходимы для эффективного выполнения гуманитарных программ УВКБ (ст.VI, п.1).

Применительно к таким организациям Временное положение нарушает не только внутреннее законодательство, но и международные договоры Российской Федерации.

Таким образом, принимая постановление №22, Правительство ЧР превысило свои полномочия и допустило грубое нарушение Конституции РФ и федерального законодательства.

Разумеется, необходимо отдавать отчет в том, что реальная ситуация в ЧР представляет опасность для мирных граждан, пребывающих на ее территории, независимо от того, являются ли они гражданами РФ или иностранными гражданами, и что местными органами могут приниматься инициативные меры по обеспечению безопасности пребывания на территории ЧР представителей международных общественных организаций, в том числе связанные с определенными ограничениями (согласование маршрутов передвижения и т.п.), однако эти меры должны приниматься именно в целях безопасности и обеспечения делового сотрудничества, а не для установления немотивированного контроля за действиями международных общественных организаций и их представителей, вопрос о деятельности которых на территории Российской Федерации решен на федеральном уровне.

Юрист Сети “Миграция и Право”М. Петросян

Оцените статью
Мой сертификат
Добавить комментарий