Как получить копию атрибута для ФСЗН не выходя из дома — Национальный центр электронных услуг

Как получить копию атрибута для ФСЗН не выходя из дома — Национальный центр электронных услуг Сертификаты

Закон президента рб от 28.12.2009 № 113-з . таможенные документы

Закон Республики Беларусь
28 декабря 2009 г. N 113-З
“Об электронном документе и
электронной цифровой подписи”

Принят Палатой представителей 4 декабря 2009 года
Одобрен Советом Республики 11 декабря 2009 года

Настоящий Закон направлен на установление правовых основ применения электронных документов, определение основных требований, предъявляемых к электронным документам, а также правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе является равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

 
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

атрибутный сертификат – электронный документ, изданный поставщиком услуг и содержащий информацию о полномочиях физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя (далее, если не предусмотрено иное, – физическое лицо), являющегося владельцем личного ключа электронной цифровой подписи (далее – личный ключ), на подписание определенных видов электронных документов, а также об иных полномочиях, предоставленных ему от имени организации или другого физического лица (далее, если не предусмотрено иное, – полномочия);

копия электронного документа – форма внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, удостоверенная в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь;

личный ключ – последовательность символов, принадлежащая определенным организации или физическому лицу и используемая при выработке электронной цифровой подписи;

отзыв открытого ключа проверки электронной цифровой подписи (далее – открытый ключ), атрибутного сертификата – процедура, заключающаяся в досрочном прекращении действия открытого ключа, атрибутного сертификата;

открытый ключ – последовательность символов, соответствующая определенному личному ключу, доступная для всех заинтересованных организаций или физических лиц и применяемая при проверке электронной цифровой подписи;

подлинность электронного документа – свойство электронного документа, определяющее, что электронный документ подписан действительной электронной цифровой подписью (электронными цифровыми подписями);

подписание электронной цифровой подписью – процедура выработки электронной цифровой подписи с использованием личного ключа;

поставщик услуг – организация, осуществляющая одну или несколько из следующих функций: издание, распространение и хранение сертификатов открытых ключей, атрибутных сертификатов, списков отозванных сертификатов открытых ключей и списков отозванных атрибутных сертификатов; достоверное подтверждение принадлежности открытого ключа определенным организации или физическому лицу; предоставление информации о действительности сертификатов открытых ключей, атрибутных сертификатов; отзыв сертификатов открытых ключей, атрибутных сертификатов;

проставление штампа времени;

выработка личных ключей для организаций или физических лиц;

сертификат открытого ключа – электронный документ, изданный поставщиком услуг и содержащий информацию, подтверждающую принадлежность указанного в нем открытого ключа определенным организации или физическому лицу, и иную информацию, предусмотренную настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь;

средство электронной цифровой подписи – средство криптографической защиты информации, с помощью которого реализуются одна или несколько из следующих функций: выработка электронной цифровой подписи; проверка электронной цифровой подписи; выработка личного ключа или открытого ключа;

целостность электронного документа – свойство электронного документа, определяющее, что в электронный документ не были внесены изменения;

штамп времени – реквизит электронного документа, удостоверяющий дату и время создания электронного документа;

электронная копия документа на бумажном носителе – электронное отображение документа на бумажном носителе, соответствующее оригиналу и подписанное электронной цифровой подписью лица, изготовившего такое электронное отображение;

электронная цифровая подпись – последовательность символов, являющаяся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения его целостности и подлинности, а также для иных целей, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

электронный документ – документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность, которые подтверждаются путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием при проверке электронной цифровой подписи открытых ключей организации или физического лица (лиц), подписавших этот электронный документ.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 08.11.2021 N 143-З)

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на отношения в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи.

Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие при использовании иных аналогов собственноручной подписи, а также при обращении документов в электронном виде, подтверждение целостности и подлинности которых осуществляется без применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи.

Порядок использования иных аналогов собственноручной подписи, а также обращения документов в электронном виде, подтверждение целостности и подлинности которых осуществляется без применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи, устанавливается законодательством Республики Беларусь и (или) соглашением сторон.

Действие настоящего Закона не распространяется на порядок обращения электронных документов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 08.11.2021 N 143-З)

Статья 3. Законодательство Республики Беларусь об электронных документах и электронной цифровой подписи

Законодательство Республики Беларусь об электронных документах и электронной цифровой подписи основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Субъекты отношений в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи

Субъектами отношений в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи (далее – субъекты отношений) являются государственные органы, другие организации и физические лица.

Статья 5. Международное сотрудничество

Субъекты отношений могут принимать участие в международных программах и проектах, заключать договоры с иностранными и международными организациями, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также использовать международные информационные системы и информационные сети в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.

Статья 6. Ответственность за нарушение требований законодательства Республики Беларусь об электронных документах и электронной цифровой подписи

Нарушение требований законодательства Республики Беларусь об электронных документах и электронной цифровой подписи влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

 
ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ
ДОКУМЕНТОВ И ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ

Статья 7. Осуществление государственного регулирования в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи

Государственное регулирование в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь, Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь, органами архивного дела и делопроизводства, государственными архивными учреждениями, иными государственными органами и другими государственными организациями в пределах их компетенции и в порядке, предусмотренном настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 20.05.2021 N 27-З)

Статья 8. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи

Президент Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи определяет единую государственную политику и осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 9. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи

Совет Министров Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи:

обеспечивает проведение единой государственной политики;

координирует и контролирует работу республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;

утверждает государственные программы, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь, и обеспечивает их реализацию;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

Статья 10. Полномочия Национального банка Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи

Национальный банк Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи:

обеспечивает проведение единой государственной политики в банковской системе Республики Беларусь;

осуществляет подтверждение соответствия технических, программных и программно-аппаратных средств, используемых для создания, обработки и внешнего представления электронных документов в банковской деятельности, требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 20.05.2021 N 27-З, от 23.10.2021 N 196-З)

Статья 11. Полномочия Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи

Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи:

осуществляет регулирование деятельности субъектов отношений в области технологии электронной цифровой подписи;

осуществляет в пределах своих полномочий контроль за технической и криптографической защитой информации в государственных органах и других организациях, за исключением контроля за технической защитой информации в системах шифрованной, других видов специальной связи и криптографической защитой информации, содержащей государственные секреты;

разрабатывает проекты актов законодательства Республики Беларусь, в том числе технических нормативных правовых актов, и принимает (издает) такие акты;

осуществляет подтверждение соответствия средств электронной цифровой подписи требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

Про сертификаты:  Сертификация происхождения товаров | Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»

осуществляет регулирование в сфере функционирования Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (далее – Государственная система управления открытыми ключами) в пределах полномочий, предоставленных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

осуществляет регулирование вопросов, связанных с признанием подлинности электронных документов, созданных в иностранных государствах;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и актами Президента Республики Беларусь.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 20.05.2021 N 27-З, от 23.10.2021 N 196-З)

Статья 12. Полномочия органов архивного дела и делопроизводства, государственных архивных учреждений в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи

Органы архивного дела и делопроизводства, государственные архивные учреждения в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи:

осуществляют разработку и реализацию единой государственной политики в сфере комплектования Национального архивного фонда Республики Беларусь электронными документами, обеспечения их сохранности, организации их учета и использования;

осуществляют государственное регулирование деятельности по организации работы с электронными документами;

осуществляют контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь в сфере архивного дела и делопроизводства при работе с электронными документами и ее методическое обеспечение;

осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 20.05.2021 N 27-З, от 08.11.2021 N 143-З)

Статья 13. Полномочия иных государственных органов и других государственных организаций в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи

Иные государственные органы и другие государственные организации в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи в пределах своей компетенции:

участвуют в реализации единой государственной политики; участвуют в разработке и реализации государственных программ;

осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Статья 14. Лицензирование и подтверждение соответствия

Деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи осуществляется на основании специальных разрешений (лицензий) на деятельность по технической и (или) криптографической защите информации в порядке и случаях, установленных законодательством Республики Беларусь о лицензировании.

Подтверждение соответствия технических, программных и программно-аппаратных средств, используемых для создания, обработки, хранения, передачи и защиты электронных документов, и средств электронной цифровой подписи требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации осуществляется в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 23.10.2021 N 196-З)

ГЛАВА 3 ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ

Статья 15. Сфера обращения электронных документов

Электронные документы могут применяться во всех сферах деятельности, где используются технические, программные и программно-аппаратные средства, необходимые для создания, обработки, хранения, передачи и приема информации в электронном виде.

Ограничения на применение электронных документов могут быть установлены в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 23.10.2021 N 196-З)

Статья 16. Основные требования, предъявляемые к электронному документу

Электронный документ должен соответствовать следующим требованиям:

создаваться, обрабатываться, храниться, передаваться и приниматься с помощью технических, программных и программно-аппаратных средств;

иметь структуру, установленную статьей 17 настоящего Закона;

быть представляемым в форме, доступной и понятной для восприятия человеком.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 23.10.2021 N 196-З)

Статья 17. Структура электронного документа

Электронный документ состоит из двух неотъемлемых частей – общей и особенной.

Общая часть электронного документа состоит из информации, составляющей содержание документа.

Особенная часть электронного документа состоит из одной или нескольких электронных цифровых подписей. Особенная часть электронного документа может содержать штамп времени, а также дополнительные данные, необходимые для проверки электронной цифровой подписи (электронных цифровых подписей) и идентификации электронного документа, которые устанавливаются техническими нормативными правовыми актами.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 08.11.2021 N 143-З)

Статья 18. Формы представления электронного документа

Электронный документ имеет формы внутреннего и внешнего представления.

Формой внутреннего представления электронного документа является запись информации, составляющей электронный документ, на электронном носителе информации.

Формой внешнего представления электронного документа является воспроизведение электронного документа на электронном средстве отображения информации, на бумажном носителе в форме, доступной и понятной для восприятия человеком.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 08.11.2021 N 143-З)

Статья 19. Оригинал электронного документа

Оригинал электронного документа существует только в электронном виде. Все идентичные экземпляры электронного документа являются оригиналами и имеют одинаковую юридическую силу.

Документы, созданные организацией или физическим лицом на бумажном носителе и в электронном виде, идентичные по содержанию, имеют одинаковую юридическую силу. В этом случае документ на бумажном носителе не является копией электронного документа.

Статья 20. Копия электронного документа и ее удостоверение

Копия электронного документа создается путем удостоверения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе.

Копия электронного документа должна содержать указание на то, что она является копией соответствующего электронного документа.

Удостоверение формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе осуществляется:

организацией или индивидуальным предпринимателем, создавшими такой электронный документ;

организацией, получившей электронный документ от другой организации посредством межведомственных информационных систем;

нотариусом;

регистратором республиканской или территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими право на осуществление деятельности по удостоверению формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе на основании специального разрешения (лицензии), если его получение предусмотрено законодательством Республики Беларусь о лицензировании;

другими организациями или физическими лицами в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 08.01.2021 N 96-З, от 08.11.2021 N 143-З)

Статья 21. Хранение электронных документов

Временное хранение и последующая передача на постоянное хранение электронных документов осуществляются в течение сроков и в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Беларусь в сфере архивного дела и делопроизводства. При приеме электронных документов на временное и постоянное хранение должна устанавливаться их подлинность. При отсутствии в электронном документе штампа времени подтверждение подлинности такого электронного документа после прекращения действия сертификата открытого ключа осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. При временном и постоянном хранении электронных документов должна быть обеспечена их целостность.

Информация, составляющая содержание хранимых электронных документов, выдается по запросам организаций или физических лиц в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 20.05.2021 N 27-З, от 08.11.2021 N 143-З)

Статья 22. Юридическая сила электронного документа

Электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно, и имеет одинаковую с ним юридическую силу.

Электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью в период действия сертификата открытого ключа, соответствующего личному ключу, использовавшемуся при выработке электронной цифровой подписи, имеет юридическую силу независимо от последующего отзыва открытого ключа, указанного в этом сертификате.

Электронный документ, подписанный после отзыва открытого ключа, не имеет юридической силы.

Оригинал электронного документа и его копия, соответствующая требованиям, установленным статьей 20 настоящего Закона, имеют одинаковую юридическую силу.

Если в соответствии с законодательством Республики Беларусь требуется, чтобы документ был оформлен в письменной форме, то электронный документ и его копия считаются соответствующими этому требованию.

Если в соответствии с законодательством Республики Беларусь и (или) соглашением сторон документ должен быть подписан собственноручно и заверен печатью, электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью, владельцем личного ключа которой является физическое лицо, информация о полномочиях которого на подписание документа содержится в атрибутном сертификате, приравнивается к документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно и заверенному печатью, и имеет одинаковую с ним юридическую силу.

Электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью, владельцем личного ключа которой является физическое лицо, может быть дополнительно подписан электронной цифровой подписью, владельцем личного ключа которой является организация. В этом случае предоставление атрибутного сертификата, содержащего информацию о полномочиях физического лица на подписание электронного документа от имени этой организации, не требуется.

В случае, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь требуются нотариальное удостоверение (удостоверение регистратором республиканской или территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним) и (или) государственная регистрация документа, а документ создан в электронном виде, нотариальному удостоверению (удостоверению регистратором республиканской или территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним) и (или) государственной регистрации подлежат электронный документ или его копия.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 08.11.2021 N 143-З)

ГЛАВА 4 ЭЛЕКТРОННАЯ ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОТКРЫТЫМИ КЛЮЧАМИ

Статья 23. Назначение и применение электронной цифровой подписи

Электронная цифровая подпись предназначена для:

удостоверения информации, составляющей общую часть электронного документа; подтверждения целостности и подлинности электронного документа;

подписания электронной копии документа на бумажном носителе;

иных целей, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Удостоверение информации, составляющей общую часть электронного документа, осуществляется путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием личных ключей организации или физического лица (лиц), подписывающих этот электронный документ.

Про сертификаты:  Подписание и шифрование файла для Росалкогольрегулирования (КриптоАРМ)

Подтверждение целостности и подлинности электронного документа осуществляется путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием при проверке электронной цифровой подписи открытых ключей организации или физического лица (лиц), подписавших этот электронный документ.

Электронная копия документа на бумажном носителе после подписания электронной цифровой подписью лица, изготовившего эту электронную копию, приобретает юридическую силу и может использоваться в переписке государственных органов и других государственных организаций при осуществлении ими функций, возложенных на них нормативными правовыми актами Республики Беларусь, а также в иных случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь. Хранение электронной копии документа на бумажном носителе осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Закона, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

Электронная цифровая подпись, владельцем личного ключа которой является физическое лицо, является аналогом собственноручной подписи.

Электронная цифровая подпись, владельцем личного ключа которой является организация, может применяться:

в качестве аналога оттиска печати организации;

совместно с электронной цифровой подписью, владельцем личного ключа которой является физическое лицо, если информация о полномочиях этого физического лица, предоставленных ему от имени этой организации, не содержится в атрибутном сертификате;

для создания и (или) подписания электронных документов посредством автоматизированных информационных систем без участия физического лица;

в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Одной электронной цифровой подписью могут быть подписаны несколько связанных между собой электронных документов (пакет электронных документов).

Один электронный документ может быть подписан несколькими электронными цифровыми подписями, если законодательством Республики Беларусь и (или) соглашением сторон предусмотрено, что документ должен подписываться несколькими лицами.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 08.11.2021 N 143-З)

Статья 25. Владелец личного ключа

Владельцем личного ключа являются организация или физическое лицо, осуществившие выработку личного ключа с использованием сертифицированного средства электронной цифровой подписи.

Владельцем личного ключа в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, могут являться организация или физическое лицо, для которых поставщиком услуг выработан личный ключ. В этом случае поставщик услуг исполняет обязанности, указанные в абзацах втором и третьем части третьей настоящей статьи.

Владелец личного ключа обязан: хранить в тайне личный ключ;

обеспечивать защиту личного ключа от случайного уничтожения или модификации (изменения);

не использовать личный ключ, если соответствующий ему открытый ключ отозван или срок действия этого открытого ключа истек;

отозвать открытый ключ в случае, если тайна соответствующего ему личного ключа нарушена.

В случае неисполнения владельцем личного ключа обязанностей, указанных в части третьей настоящей статьи, на него возлагается возмещение причиненного вследствие этого вреда.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 08.11.2021 N 143-З)

Статья 26. Открытый ключ. Сертификат открытого ключа

Открытый ключ вырабатывается на базе личного ключа с использованием сертифицированного средства электронной цифровой подписи.

Владельцем открытого ключа являются организация или физическое лицо, являющиеся владельцем личного ключа, на базе которого выработан этот открытый ключ.

При обращении организации или физического лица к поставщику услуг за изданием сертификата открытого ключа поставщиком услуг осуществляется проверка принадлежности личного ключа его владельцу в порядке, установленном Оперативно- аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.

Сертификат открытого ключа подписывается электронной цифровой подписью поставщика услуг, издавшего этот сертификат открытого ключа.

Сертификат открытого ключа должен содержать:

значение открытого ключа;

информацию, однозначно идентифицирующую организацию или физическое лицо, являющиеся владельцем открытого ключа;

информацию о сроке действия открытого ключа.

В сертификате открытого ключа может содержаться и иная информация.

Формат сертификата открытого ключа устанавливается техническими нормативными правовыми актами.

Пользователем открытого ключа являются организация или физическое лицо, которым предоставляется открытый ключ для проверки электронной цифровой подписи.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 08.11.2021 N 143-З)

Статья 261. Атрибутный сертификат

Атрибутный сертификат подтверждает связь физического лица, являющегося владельцем личного ключа, с организацией или физическим лицом, от имени которых этому физическому лицу предоставлены полномочия и которые являются владельцем атрибутного сертификата.

Атрибутный сертификат применяется в информационных системах совместно с сертификатом открытого ключа.

Одно и то же лицо может являться владельцем нескольких атрибутных сертификатов.

Порядок издания атрибутного сертификата устанавливается Оперативно- аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.

Атрибутный сертификат подписывается электронной цифровой подписью поставщика услуг, издавшего этот атрибутный сертификат.

Атрибутный сертификат должен содержать информацию: о физическом лице, которому предоставлены полномочия;

об организации или физическом лице, от имени которых физическому лицу предоставлены полномочия;

о полномочиях, предоставленных физическому лицу от имени организации или другого физического лица.

Атрибутный сертификат может содержать и иную информацию.

Формат атрибутного сертификата устанавливается техническими нормативными правовыми актами.

Пользователем атрибутного сертификата являются организация или физическое лицо, которым предоставляется атрибутный сертификат для проверки полномочий физического лица.

(введена Законом Республики Беларусь от 08.11.2021 N 143-З)

Статья 27. Распространение открытого ключа, атрибутного сертификата и их отзыв

Распространение открытого ключа осуществляется в целях обеспечения получения всеми заинтересованными организациями и физическими лицами открытого ключа, который требуется для проверки электронной цифровой подписи.

Распространение атрибутного сертификата осуществляется в целях получения всеми заинтересованными организациями и физическими лицами информации о полномочиях физического лица, являющегося владельцем личного ключа, предоставленных ему от имени организации или другого физического лица.

Открытый ключ, атрибутный сертификат распространяются владельцем открытого ключа или поставщиком услуг. Атрибутный сертификат может также распространяться организацией или физическим лицом, от имени которых другому физическому лицу предоставляются полномочия, информация о которых содержится в этом атрибутном сертификате.

Распространение открытого ключа должно осуществляться способом, обеспечивающим возможность доказательства принадлежности открытого ключа его владельцу.

Распространение открытых ключей государственных органов и других государственных организаций, атрибутных сертификатов физических лиц, работающих в таких органах и организациях, осуществляется через Государственную систему управления открытыми ключами.

Владелец открытого ключа имеет право отозвать открытый ключ. Владелец атрибутного сертификата имеет право отозвать атрибутный сертификат. Владелец открытого ключа, владелец атрибутного сертификата должны осуществить отзыв открытого ключа, атрибутного сертификата способом, позволяющим пользователям этих открытого ключа, атрибутного сертификата получить информацию об их отзыве. Отзыв открытого ключа влечет за собой отзыв сертификата этого открытого ключа, а также отзыв атрибутного сертификата.

В случае необходимости отзыва открытого ключа, атрибутного сертификата у поставщика услуг, который издал сертификат этого открытого ключа, атрибутный сертификат, владелец открытого ключа, владелец атрибутного сертификата обращаются с соответствующим заявлением к указанному поставщику услуг.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 08.11.2021 N 143-З)

Статья 28. Деятельность поставщиков услуг

Поставщики услуг осуществляют свою деятельность с применением технических, программных и программно-аппаратных средств, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Поставщики услуг независимо от формы собственности могут быть аккредитованы в Государственной системе управления открытыми ключами в порядке, предусмотренном частями шестой и седьмой статьи 29 настоящего Закона.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 20.05.2021 N 27-З, от 23.10.2021 N 196-З, от 08.11.2021 N 143-З)

Статья 29. Государственная система управления открытыми ключами

Государственная система управления открытыми ключами предназначена для обеспечения возможности получения всеми заинтересованными организациями и физическими лицами информации об открытых ключах и их владельцах в Республике Беларусь и представляет собой систему взаимосвязанных и аккредитованных в ней поставщиков услуг.

Основными функциями Государственной системы управления открытыми ключами являются:

регистрация владельцев личных ключей;

издание, распространение и хранение сертификатов открытых ключей, атрибутных сертификатов, списков отозванных сертификатов открытых ключей и списков отозванных атрибутных сертификатов;

предоставление информации о действительности сертификатов открытых ключей, атрибутных сертификатов;

проставление штампа времени;

создание и сопровождение баз данных действующих и отозванных сертификатов открытых ключей, атрибутных сертификатов;

внесение сертификатов открытых ключей, атрибутных сертификатов в базы данных действующих сертификатов открытых ключей, атрибутных сертификатов;

обеспечение доступности баз данных действующих и отозванных сертификатов открытых ключей, атрибутных сертификатов;

отзыв сертификатов открытых ключей, атрибутных сертификатов;

достоверное подтверждение принадлежности открытого ключа определенным организации или физическому лицу.

Сертификаты открытых ключей, изданные в Государственной системе управления открытыми ключами, обязательны к применению при обращении электронных документов во всех государственных информационных системах, а также в иных информационных системах, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

Государственная система управления открытыми ключами строится как иерархическая инфраструктура открытых ключей и состоит из корневого удостоверяющего центра, подчиненного ему республиканского удостоверяющего центра и регистрационных центров.

Порядок функционирования Государственной системы управления открытыми ключами определяется Положением о Государственной системе управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь, утверждаемым Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.

Аккредитацию поставщиков услуг в Государственной системе управления открытыми ключами и контроль за соблюдением условий аккредитации осуществляет Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь.

Условия аккредитации поставщиков услуг в Государственной системе управления открытыми ключами, порядок проведения аккредитации и осуществления контроля за соблюдением ее условий устанавливаются Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.

Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь обеспечивает взаимодействие Государственной системы управления открытыми ключами с поставщиками услуг иностранных государств.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 20.05.2021 N 27-З, от 08.11.2021 N 143-З)

Про сертификаты:  Статья 14. Сертификат ключа проверки электронной подписи | ГАРАНТ

Статья 30. Признание иностранного сертификата открытого ключа

Иностранный сертификат открытого ключа, соответствующий требованиям законодательства иностранного государства, в котором этот сертификат издан, признается на территории Республики Беларусь в случаях и порядке, определенных международным договором Республики Беларусь, предусматривающим взаимное признание сертификатов открытых ключей, или путем установления доверия к нему доверенной третьей стороной. Доверенной третьей стороной является определенная Президентом Республики Беларусь организация, осуществляющая функции по признанию подлинности электронных документов при межгосударственном электронном взаимодействии.

Сертификат открытого ключа, изданный поставщиком услуг иностранного государства, аккредитованным в Государственной системе управления открытыми ключами, признается на территории Республики Беларусь.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 08.11.2021 N 143-З)

ГЛАВА 5 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 31. Признание утратившими силу закона Республики Беларусь и отдельных положений законов Республики Беларусь

Признать утратившими силу:

Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года “Об электронном документе” (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 7, 2/132);

статью 27 Закона Республики Беларусь от 29 июня 2006 года “О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь” (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 107, 2/1235);

статью 27 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 года “О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам технического нормирова- ния, стандартизации и оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации” (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 122, 2/1259).

Статья 32. Меры по реализации положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь и Национальному банку Республики Беларусь в шестимесячный срок:

обеспечить приведение нормативных правовых актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Статья 33. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через год после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 32, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.

 
Президент
Республики Беларусь
А.Лукашенко

Новый порядок обмена электронными документами с фсзн – ilex

С 1 апреля 2021 г. вместо Инструкции о порядке обмена электронными документами, утвержденной постановлением N 8, будет действовать новая Инструкция о порядке обмена электронными документами, утвержденная постановлением N 2. Рассмотрим, как изменится обмен электронными документами между ФСЗН и плательщиками обязательных страховых взносов в ФСЗН.

Перечень электронных документов, представляемых в ФСЗН

Новая Инструкция о порядке обмена электронными документами уточняет перечень документов, которые представляются плательщиками обязательных страховых взносов с использованием электронных и автоматизированных (компьютерных) технологий в электронном виде.

Как и сейчас, в ФСЗН с 1 апреля 2021 г. нужно будет представлять следующие электронные документы <*>:

1) пачки ДПУ. В новой Инструкции о порядке обмена электронными документами конкретизированы формы представляемых ДПУ, а именно ПУ-1, ПУ-2, ПУ-3, ПУ-6.

Напомним, что ДПУ необходимо передавать в ФСЗН в виде сформированных пачек. При этом пачка ДПУ должна содержать формы только одного вида и за один отчетный период <*>;

2) отчет о средствах ФСЗН (далее — отчет формы 4-фонд).

Работодатели в обязательном порядке представляют ДПУ и отчет формы 4-фонд в виде электронных документов, заверенных ЭЦП через корпоративный портал ФСЗН. Исключение составляют работодатели, среднесписочная численность работников у которых до 10 человек. Им разрешено представлять указанные документы в виде электронных документов без заверения ЭЦП, а отчет формы 4-фонд также можно представить на бумажном носителе нарочным <*>;

3) пояснительная записка к пачкам ДПУ, содержащим форму ПУ-3. В действующей Инструкции о порядке обмена электронными документами нет указания на необходимость представления данного документа в виде электронного документа через корпоративный портал ФСЗН. Однако такое требование установлено ч. 1 п. 5 Инструкции о порядке передачи-приема форм ДПУ и поэтому не является новшеством для плательщиков взносов в ФСЗН.

Обратите внимание!
Пояснительную записку к пачкам ДПУ, содержащим форму ПУ-3, по итогам 2020 года нужно представить до 1 марта 2021 г. <*>.

С 1 апреля 2021 г. в список электронных документов, представляемых через корпоративный портал ФСЗН, будет также входить перечень рабочих мест с особыми условиями труда организаций для целей профессионального пенсионного страхования (далее — перечень ППС) <*>.

На заметку
Техническая возможность подавать перечень ППС и другие электронные документы через корпоративный портал ФСЗН уже существует. Делать это можно через программу «Ввод ДПУ».

В новой Инструкции о порядке обмена электронными документами из перечня электронных документов, представляемых в ФСЗН, исключен отчет о платежах на профессиональное пенсионное страхование (форма 4-платежи). Напомним, что данный отчет перестали использовать с 2021 года. В настоящее время учет сведений о начисленных и уплаченных взносах на профессиональное пенсионное страхование формируется ФСЗН на основании формы ПУ-6.

Порядок выдачи сертификата открытого ключа проверки подписи

Для подачи электронного документа через корпоративный портал ФСЗН необходимо наличие <*>:

— действующего сертификата открытого ключа Государственной системы управления открытыми ключами (ГосСУОК);

— дополнительного атрибутного сертификата для работы с системами ФСЗН.

Получить и то и другое можно только в ГосСУОК, оператором которой является РУП «Национальный центр электронных услуг» (НЦЭУ) <*>.

В действующей Инструкции о порядке обмена электронными документами вопросу получения сертификата открытого ключа проверки подписи посвящена глава 2. В ней описан порядок получения сертификата открытого ключа, какие нужны для этого документы, как отозвать такой сертификат. Новая Инструкция о порядке обмена электронными документами данный вопрос не регулирует.

Полагаем, с 1 апреля 2021 г. получение и отзыв сертификата открытого ключа и атрибутного сертификата для целей обмена электронными документами с ФСЗН будут осуществляться в общем порядке. Данный порядок описан на сайте НЦЭУ.

На заметку
Необходимые инструкции и разъяснения по настройке корпоративного портала ФСЗН находятся на сайте ФСЗН.

Подписание электронных документов

Новая Инструкция о порядке обмена электронными документами уточняет, как могут подписываться документы с помощью ЭЦП для последующего представления в ФСЗН<*>:

— посредством программного комплекса «Ввод ДПУ» на корпоративном портале ФСЗН;

— в личном кабинете плательщика.

Вместе с тем данные способы подписания документов ЭЦП появились еще с 15 июня 2020 г. в связи с прекращением эксплуатации программного комплекса «Автоматизированное рабочее место плательщика АИС ИОК Фонда». Подробнее см. разъяснение ФСЗН.

Прием и контроль электронных документов

Новая Инструкция о порядке обмена электронными документами определяет единый для всех электронных документов порядок приема и контроля. Кроме того, уточнены этапы контроля<*>:

1) входной контроль. На данном этапе проверяется подлинность электронного документа и соответствие его формата установленным законодательством требованиям. Другими словами, это первичный осмотр документа без проверки содержания. Оценивается, правильно ли составлен документ, проверяется достоверность ЭЦП;

2) контроль в АИС ФСЗН. Осуществляется контроль электронного документа на соответствие содержащихся в нем сведений имеющимся данным в АИС ФСЗН. На данном этапе внимание уделяется именно содержанию документа.

Действующей Инструкцией о порядке обмена электронными документами не предусматривается разделение на этапы приема и контроля электронных документов. Также устанавливается разный порядок контроля для пачек ДПУ и отчета формы 4-фонд <*>.

Результат контроля электронных документов

С 1 апреля 2021 г. по результатам прохождения контроля любых электронных документов плательщику будут выдаваться <*>:

— квитанция с указанием статуса «принят в обработку» или «отклонен» с указанием причин отклонения — после прохождения входного контроля;

— протокол обработки электронного документа, который может иметь статус «принят» или «не принят» с указанием причины, — после прохождения контроля в АИС ФСЗН.

В настоящее время по результатам проверки электронных документов в зависимости от их вида ФСЗН выдает<*>:

— квитанции с результатом «принят» или «отклонен» с указанием причины — при первичном приеме как пачек ДПУ, так и отчета формы 4-фонд;

— протокол обработки ДПУ — после обработки ДПУ;

— извещение о приеме или об отказе — после обработки отчета формы 4-фонд.

С 1 апреля 2021 г. изменится дата, которую нужно считать датой представления электронных документов в ФСЗН. Различия с действующей Инструкцией о порядке обмена электронными документами представлены в таблице.

Таблица

ПериодВид электронного документаДата представления электронных документовНормы НПА
до 1 апреля 2021 г.пачки ДПУдата, указанная в квитанции с результатом «принят»п. 19, 27 действующей Инструкции о порядке обмена электронными документами
отчет формы 4-фонддата, указанная в извещении о приеме (отказе в приеме)
с 1 апреля 2021 г.любые электронные документыдата, указанная в протоколе обработки электронного документа со статусом «принят»п. 9 новой Инструкции о порядке обмена электронными документами

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Оцените статью
Мой сертификат
Добавить комментарий