Федеральная служба по аккредитации | Вопрос — ответ

Инструкция: как проверить сертификат или декларацию на сайте росаккредитации

Мы хотим быть уверены в безопасности товаров, которые покупаем. На чем может быть основана такая уверенность? Товары для дома, работы и отдыха, для детей и взрослых должны соответствовать мировым стандартам.

В России, как и во всем мире, оценка товаров на соответствие стандартам качества и безопасности проводится с помощью испытаний, процедур инспекции и сертификации.

Занимаются такими оценками независимые от государства организации. Для этого они должны подтвердить свое право вести такую деятельность, в нашей стране – получить аккредитацию от Росаккредитации.

Аккредитация является всемирным трендом. Благодаря системе аккредитации вы можете быть уверены, что производитель или продавец товаров, например, детских игрушек, проверил их качество и безопасность.

В местах продаж, будь то магазины, супермаркеты или рынки, все проверенные на безопасность товары сопровождаются специальными документами – сертификатами или декларациями.

По вопросам, связанным с проверкой сертификатов и деклараций, вы можете обратиться в информационный центр Росаккредитации по телефону 7 (495) 539-26-70.

Подтверждение соответствия

Федеральный закон «О техническом регулировании» коренным образом изменил подход к условиям и механизму подтверждения соответствия установленным требованиям. Он определяет подтверждение соответствия, как документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Это закреплено также в Соглашении о единых принципах и правилах технического регулирования в Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2021 года.

Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

  • удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов требованиям технических регламентов, стандартов, условиям договоров;
  • содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
  • повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
  • создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

В отличие от других способов оценки, подтверждение соответствия применяется на дорыночной стадии продукции и может быть осуществлено как изготовителями (поставщиками), то есть первой стороной (декларирование соответствия), так и независимыми от изготовителей (поставщиков) и потребителей (заказчиков) органами – третьей стороной (сертификация).

Подтверждение соответствия в Российской Федерации, как государстве – члене Таможенного союза, может носить добровольный или обязательный характер.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории Российской Федерации.

Письмо  № СП-101-32/6852 от 04.12.2008 (pdf , 0.01 Мб) руководителям органов по сертификации Системы сертификации ГОСТ Р о коде ТН ВЭД в сертификате соответствия.

Инфографика «Национальная система сертификации» (pdf , 1.41 Мб)

Разъяснение росаккредитации о заполнении области аккредитации органа по сертификации в части документов, устанавливающих требования к объектам подтверждения соответствия

В связи с поступающими обращениями аккредитованных лиц, заявителей, экспертов по аккредитации и иных заинтересованных лиц, связанными с оформлением области аккредитации органа по сертификации, Росаккредитация с учетом позиций Минэкономразвития России, Минпромторга России, Росстандарта информирует о следующем.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2021 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ) аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации. Под областью аккредитации понимается сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур (пункт 9 статьи 4 Федерального закона № 412-ФЗ).

Про сертификаты:  ТР ТС 028/2012"О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе" техрегламент - Центр Сертификации СерТраст в Москве

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) под органом по сертификации понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации. При этом сертификация – это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

Образец области аккредитации органа по сертификации, утвержденный приказом Минэкономразвития России[1], предусматривает указание в области аккредитации наименования объекта подтверждения соответствия (столбец 2) и соответствующих такому объекту подтверждения соответствия технических регламентов, документов в области стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к объектам подтверждения соответствия, и (или) требований к объектам подтверждения соответствия (столбец 5).

С учетом изложенного для органов по сертификации, испрашивающих аккредитацию на выполнение работ по обязательной сертификации, в столбце 5 области аккредитации необходимо указывать:

1) в отношении продукции, обязательная сертификация которой осуществляется в соответствии с положениями технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза):

  • наименование технического регламента (технических регламентов) Евразийского экономического союза (Таможенного союза) – во всех случаях;
  • наименование документов в области стандартизации, устанавливающих требования к продукции, – если компетентность органа по сертификации на применение таких документов в процессе сертификации подтверждена (подтверждается) в ходе процедуры аккредитации (расширения области аккредитации, подтверждения компетентности). Указанные документы приводятся из числа указанных в перечнях международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, утверждаемых Евразийской экономической комиссией для каждого технического регламента.

Обращаем внимание, что отсутствие в области аккредитации указания на упомянутые документы в области стандартизации не позволяет органу по сертификации применить положения пункта 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (Приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29.05.2021), согласно которому применение на добровольной основе соответствующих стандартов, включенных в указанные перечни, является достаточным условием соблюдения требований соответствующего технического регламента Союза. В этом случае орган по сертификации не вправе подтверждать соответствие продукции требованиям названных документов по стандартизации и осуществляет оценку соответствия требованиям технического регламента Союза на основе анализа рисков (пункт 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза). При этом в поле 12 «Дополнительная информация» сертификата соответствия требованиям технического регламента ЕАЭС указанные стандарты приводиться не могут.

В случае отсутствия в области аккредитации таких документов орган по сертификации осуществляет оценку соответствия требованиям технического регламента Союза на основе анализа рисков (пункт 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза).

В случае внесения изменений и дополнений в перечни международных и региональных (межгосударственных) стандартов решение о возможности применения для целей подтверждения соответствия данных стандартов без расширения области аккредитации может приниматься на основании отдельных разъяснений Росаккредитации.

2) в отношении продукции, обязательная сертификация которой осуществляется в соответствии с положениями технических регламентов Российской Федерации:

  • наименование технического регламента (технических регламентов) Российской Федерации – во всех случаях;
  • наименование документов в области стандартизации, устанавливающих требования к продукции, – если компетентность органа по сертификации на применение таких документов в процессе сертификации подтверждена (подтверждается) в ходе процедуры аккредитации (расширения области аккредитации, подтверждения компетентности). Указанные документы приводятся из числа указанных в перечнях документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, утверждаемых Росстандартом для каждого технического регламента.
Про сертификаты:  Сертификат ТР ТС — оформление по низкой цене за короткие сроки в Москве

Обращаем внимание, что отсутствие в области аккредитации указания на упомянутые документы в области стандартизации не позволяет органу по сертификации применить положения части 4 статьи 16.1 Федерального закона № 184-ФЗ, согласно которой применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанные перечни, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В этом случае орган по сертификации не вправе подтверждать соответствие продукции требованиям названных документов по стандартизации и осуществляет оценку соответствия требованиям технического регламента Российской Федерации, применяя предварительные национальные стандарты Российской Федерации, стандарты организаций и (или) иные документы  (часть 4 статьи 16.1 Федерального закона № 184-ФЗ).

3) в отношении продукции, обязательная сертификация которой осуществляется в соответствии с положениями пункта 1 и пункта 6.2 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании»[2], – наименование документа в области стандартизации, иного документа, указанного в пункте 1 или пункте 6.2 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ, устанавливающего обязательные требования к объекту технического регулирования до дня вступления в силу технического регламента. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 перечень указанных документов публикуется на официальном сайте Росстандарта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В случае наличия в указанном перечне документов в области стандартизации и иных нормативных документов, не содержащих обязательные требования  к продукции, однако регулирующих вопросы проведения оценки соответствия, такие документы в области аккредитации  могут не приводиться, при условии, что они включены в качестве обязательных к применению органом по сертификации в руководство по качеству органа по сертификации.

При определении информации, подлежащей включению в столбец 5 области по аккредитации для органов по сертификации, испрашивающих аккредитацию на выполнение работ по добровольной сертификации, следует учитывать следующее.

Статья 14 Федерального закона от 29.06.2021 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» относит к документам в области стандартизации документы национальной системы стандартизации, общероссийские классификаторы, стандарты организаций, в том числе технические условия, своды правил, а также документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией.

Общероссийские классификаторы требования к продукции не содержат.

Таким образом, в столбце 5 для указанных органов могут приводиться документы национальной системы стандартизации и (или) стандарты организаций, в том числе технические условия, своды правил, с указанием реквизитов указанных документов. При этом в область аккредитации не включаются документы, устанавливающие не требования к объектам подтверждения соответствия, а процедуру ее проведения.

Упоминание стандартов, а также конкретных документов, которые не являются документами национальной системы стандартизации, не допускается. Обращаем внимание, что в случае невозможности определения на момент заявления области аккредитации конкретного документа в области стандартизации, в т.ч. технического условия, договора и т.п., в столбце 5 могут указываться конкретные требования к объектам подтверждения соответствия.

Про сертификаты:  Сертификация измерительных приборов (средств измерения) - ТРТС24

С учетом изложенного в столбце 5 области аккредитации органа по сертификации, работающего как в обязательной, так и в добровольной сфере подтверждения соответствия, не допускается указывать формулировки:

  • «и другие документы, представленные заявителем, содержащие требования 
  • к объекту подтверждения соответствия»;
  • «и другие НД (ТУ), нормативные правовые акты на продукцию»;
  • «документы, включенные в перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Евразийского экономического союза (Таможенного союза)»;
  • иные аналогичные формулировки.

Указанное разъяснение одобрено на заседании межведомственной рабочей группы при Федеральной службе по аккредитации по вопросам выработки рекомендаций по применению требований технических регламентов и документов по стандартизации аккредитованными лицами (протокол от 11 августа 2021 г. № 05-АХ/199-пр). С протоколом указанного заседания можно ознакомиться в разделе Протоколы координационных и совещательных органов.

[1] Приказ Минэкономразвития России от 23.05.2021 № 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о  проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации».

[2] Перечень такой продукции определен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

Технологичность

Технологичность является одним из основных принципов развития национальной системы аккредитации (НСА). Применение современных технологий обеспечивает решение сложных задач с максимальной эффективностью и в кратчайшие сроки.


Современные цифровые технологии предоставляют Росаккредитации широкий набор инструментов для мониторинга, анализа и обоснованного принятия решений по оценке деятельности аккредитованных лиц.

Мы стремимся сделать цифровые сервисы НСА понятными, доступными, надежными, удобными и полезными для разных категорий пользователей. Цифровая экосистема Росаккредитации постоянно развивается, расширяется круг пользователей сервисов.

Пользователи цифровых сервисов НСА получают новые конкурентные преимущества:

  • Аккредитованные лица — удобство взаимодействия с участниками национальной системы аккредитации, предоставления в цифровом виде информации о результатах своей деятельности. Открытость и доступность сведений о проведенных работах по подтверждению соответствия обеспечивает доверие к результатам деятельности как самих аккредитованных лиц, так и их клиентов;
  • Бизнес — свободный доступ к информации о состоянии документов о подтверждении соответствия, возможность регистрации деклараций о соответствии товара без лишних издержек, а также выбора надежных партнеров, подтвердивших репутацию добросовестных участников рынка. Оперативное распространение информации об изменениях в документах о подтверждении соответствия позволяет бизнесу лучше управлять рисками и сокращать издержки;
  • Потребители — свободный доступ к документам, подтверждающим безопасность продукции и факт проведения ее испытаний, к информации об ответственной стороне за безопасность приобретаемых товаров;
  • Органы государственной власти — надежный источник сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц в целях контроля и надзора за продукцией на рынке, осуществления таможенных операций. Эти возможности постоянно расширяются и уже распространяются на институты стран Евразийского экономического союза.

Ежегодно информационная платформа НСА предоставляет сведения в ответ на десятки миллионов запросов потребителей, бизнеса, органов власти. Деятельность большинства федеральных ведомств по контролю за обращением продукции на рынке строится с учетом данных Росаккредитации и без них невозможна.

Нацеленность на технологичность — это путь принципиального изменения качества среды взаимодействия всех участников сферы аккредитации и оценки соответствия, а также создания новых ценностей.

Оцените статью
Мой сертификат
Добавить комментарий