Дополнительная образовательная программа “Искусство лепки” Хлестова Лидия Николаевна – “Академия педагогических проектов Российской Федерации”

Дополнительная образовательная программа "Искусство лепки" Хлестова Лидия Николаевна - "Академия педагогических проектов Российской Федерации" Сертификаты

Мастер – класс для педагогов доу тема: «методические приемы обучения дошкольников нетрадиционным методам рисования пластилином (пластилинография)». | консультация по аппликации, лепке: | образовательная социальная сеть

Мастер – класс для педагогов ДОУ

Тема: «Методические приемы обучения дошкольников нетрадиционным методам рисования пластилином (пластилинография)».

Мастер-класс провела:

Конкина Татьяна Сергеевна воспитатель 1 кв. категории

Мастер – класс для педагогов ДОУ

Тема: «Методические приемы обучения дошкольников нетрадиционным

             методам рисования пластилином (пластилинография)».

Цель: Повышение профессионального мастерства и обмена опытом педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования пластилином (пластилинография).

Ход мастер – класса:

1.Организационный момент.

Ведущий:

Здравствуйте, гости званые,

Гостьюшки, мои желанные

Много гостей, много и новостей

А чтоб мастер-класс был веселей

На приветствие приглашаю гостей. (Встаем в круг)

Здравствуй, друг! (пожимаем друг другу руки)

Как ты тут? (положили руку на плечо)

Где ты был? (спросить рукой)

Я скучал! (приложили руку к своему сердцу)

Ты пришел? (руки в стороны)

Хорошо! (обнялись)

Ведущий загадывает загадку:

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой зимой,

Вся в серёжках весной,

Сарафан зелёный летом,

В день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит. (Березка.)

Сегодня мой мастер – класс посвящен теме: «Методические приемы

обучения дошкольников нетрадиционным методам рисования пластилином (пластилинография)».

2.Теоретическая часть.

Один из самых увлекательных, интересных и любимых видов деятельности детей дошкольного возраста является лепка.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука. Поэтому картинки часто удобнее лепить, а не рисовать. Нетрадиционная техника использования пластилина на картоне называется пластилинографией.

История пластилина: кто, где и когда создал чудо материал?

Первые заметки о пластилине появились в конце девятнадцатого века. О своем замечательном открытии сообщили два изобретателя, а именно немец Франц Колб в 1880 году и англичанин Уильям Харбут в 1899 году. Материал, полученный ими, был запатентован в Германии и получил соответствующее название «Plastilin».

Несмотря на то, что Франц Колб заявил об изготовленном материале на девятнадцать лет раньше, чем его английский коллега, право на титул создателя все же принадлежит именно ему.

В момент создания, пластилин широко использовался в учебных целях и был задействован в процессе обучения в школе искусств. Однако несколько позже, дети Харбута нашли ему и другое применение, сделав его весьма знаменитым.

В начале 20-го века Харбурт открывает свою собственную фабрику, на которой активно ведется производство пластилина. После случившегося на фабрике пожара, изготавливать пластилин стали в Тайланде.

Однако история пластилина на этом не заканчивается. Спустя несколько десятилетий Джо Маквикер выпускает обыкновенную оконную замазку. Его сестра, будучи воспитательницей в детском саду активно практикует уроки лепки, используя материал в качестве глины. С тех пор материал для лепки стал обязательным для занятий в детском саду.

Из чего состоит пластилин?

Первый материал для лепки был серого цвета. Формула, по которой он изготавливался до сих пор остается большим секретом. Несколько позже появляется пластилин четырех цветов. В состав современного пластилина входит порошок глины, воск, животное сало, вазелин и вещества, которые препятствуют высыханию.

Каким бывает пластилин?

Сегодня материал для лепки представлен в широком ассортименте. Он бывает простым, скульптурным, плавающим, восковым, перламутровым, флюресцентным, шариковым, в колбасках, ведрах и ячейках, тянущим – «плей до».

Актуальность. Полезен ли пластилин?

Безусловно, материал широко используется не только для развития творческих способностей. При работе с пластилином развивается координация пальцев. При лепке каких-либо изделий развивается мелкая моторика рук, что способствует умственному развитию. Более того, расширяется кругозор ребенка.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании — карандаш и кисть, в аппликации — ножницы и кисть, в лепке — стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Про сертификаты:  ГОСТ Р ИСО 22000-2019 (ISO 22000:2018), получение сертификата в Москве

Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал – пластилин. Кроме пластилина, возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование бисером, семенами растений, природным материалом.

Занятия по пластилинографии составляются с учётом физиологических, психологических и познавательных особенностей детей. На занятии по пластилинографии решаются практические, воспитательно – образовательные задачи, развивается личность ребёнка, его воображение, способность к творчеству. Дети получают знания, навыки, умения, познают мир, расширяют свои возможности.

В зависимости от сложности сюжета одну работу можно выполнять несколько занятий.

Занятия пластилинографией увлекательны, но требуют большой сосредоточенности и определённого напряжения, поэтому в структуру занятий всегда включены физкультурные минутки, динамические разминки, пальчиковая гимнастика, а также музыкальное сопровождение. В результате чего дети активны, любознательны, уверены в себе, общительны со взрослыми и сверстниками.

Что понадобится для работы?

Основной рабочий материал – это разноцветный пластилин. Желательно выбирать восковой. Он мягкий, поэтому будет тонко выкатываться, легко размазываться по поверхности и не липнуть к рукам. Также следует запастись: горизонтальным основанием, в качестве которого можно использовать картон, плотную бумагу, пластик или стекло, доской (пластиковой или деревянной) для раскатывания пластилина и лепки деталей; набором стеков (специальных пластмассовых ножичков для работы с пластилином) разной формы; влажными салфетками и емкостью с водой для смачивания рук; различными приспособлениями для придания поверхности задуманной структуры – зубчатыми колесиками, многогранниками; медицинскими и кондитерскими шприцами для выдавливания пластилиновой массы. Дополнительно для украшения работы можно использовать бисер, пуговицы, цветные нити, лоскутки, природные материалы. В магазинах продаются наборы для рисования пластилином, включающие необходимый материал и инструменты для работы. Их ассортимент огромен, поэтому подобрать подходящий в соответствии с возрастом и интересами малыша будет несложно. Преимущества пластилинографии следует заметить, что дети, хоть раз попробовавшие рисование пластилином, начинают заниматься этим постоянно.

Преимуществами пластилинографии можно назвать: простоту в работе; снятие мышечного и нервного напряжения; развитие моторики рук; легкую корректировку: картину всегда можно переделать. Воспитатель детского сада при обучении пластилинографии не будет ставить перед ребятишками сложные задачи, чтобы не отбить у них охоту работать с таким податливым материалом. Поскольку данный вид творчества занимает много времени, рекомендуется периодически делать перерывы на физминутку, подвижные игры. Когда дети овладеют навыками рисования пластилином, можно переходить к более сложным и даже коллективным творениям. В процессе работы над рисунком воспитатель должен следить, чтобы локти располагались на столе, спина была прямая. На занятиях пластилинографией в детском саду не следует допускать переутомления малышей.

Физкультминутка.

Наступило утро,

Солнышко проснулось (рукой на окно показать)

И берёзки к солнцу потянулись (руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом

Наклонившись в стороны (наклоны в сторону).

Радуясь дню новому (руки вверх, помахать ими).

– А теперь, я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебная палочка».

Дети встают в круг.

Передавая, волшебную палочку друг другу, вы должны сказать всё, что узнали сегодня о берёзе. (Например, имеет белую кору, у неё в разное время года, разные листочки, красного, желтого цвета, береза –это символ России и т.д.)

Описание процесса пошагово.

Создание поделки из пластилина проходит в несколько этапов:

    При этом можно использовать различные способы лепки.

Приемы лепки.

Лепка фигур может производиться несколькими способами:

1.Раскатывание. Кусочек пластилина кладется между ладонями либо на доску и раскатывается прямолинейными движениями до приобретения цилиндрической формы. Шаблоны изображений можно скачать из интернета либо приобрести в комплекте с набором.

2.Скатывание. Из пластилина скатывается шарик посредством круговых движений ладоней.

3.Оттягивание. Из оттянутого материала можно сконструировать определенный элемент будущего творения.

4.Заглаживание. Гладкий, плоский вид поверхности придается при помощи кончиков пальцев.

5.Сплющивание. Самый популярный метод. Шарик разминается до формы лепешки. Изгибы и углубления получают путем вдавливания.

5.Прищипывание. Производится сжатием пальцев в части картины, где создается новая деталь. При помощи вспомогательных инструментов можно придать картине выразительный вид и получить большое число одинаковых заготовок. К примеру, стебли, траву или паутинку можно оформить при помощи медицинского шприца (без иглы).

В создании картин повышенной сложности не обойтись без участия взрослых. К примеру, можно сделать оригинальный рисунок на стекле. На основу требуется переснять изображение, обвести контуры гелем либо краской из тюбика. Фон нужно закрашивать постепенно, длинными мазками, отщипывая пластилин (предварительно хорошо размятый) маленькими кусочками и размазывая его попеременно большим и указательным пальцами. После манипуляций с пластилином руки следует вытирать сухой салфеткой, а потом вымыть теплой водой.

Способы рисования пластилином.

  • Рисование пластилиновыми шариками. Рисунок состоит из маленьких шариков, прикрепленных к бумаге. Он получается объемным и необычным. Начинать использовать такую технику рекомендуется с простых образов, например, листьев на дереве. Оригинально смотрится картина, в которой стили смешаны. К примеру, объемная аппликация и размазывание. На пластилине можно ставить отпечатки: точки колпачком фломастера по фону, штрихи зубочисткой, насечки пластмассовым ножичком и т. д.
  • Техника рисования спиральками придает картине объем. Спирали следует располагать близко друг к другу, чтобы получался рисунок. Например, оригинально будет смотреться крона дерева или простые розы, выполненные в таком стиле. Материала здесь будет израсходовано намного больше, чем при обычном размазывании.
  • Рисование мазками – необычайно красивая техника, которую могут использовать дети 5-6 лет. Такая картина не нуждается даже в четко продуманном рисунке. Достаточно соединить несколько цветов пластилина в один пласт и наносить им яркие мазки (наподобие рыбьей чешуи). Готовая работа будет напоминать произведения, которые пишут маслом профессиональные художники.
Про сертификаты:  Новгородцам разъясняют, как получить сертификат на бесплатное дополнительное образование детей

На заметку. При работе с пластилином стоит помнить некоторые особенности. При смешении желтого, красного и синего получаются новые тона. Желтый с синим, дают зеленый, красный с желтым – оранжевый, синий с красным – фиолетовый. При соединении флуоресцентных и матовых тонов получается пластилин иного качества. Для придания поверхности изделия глянца пальцы следует смачивать водой. Перемешивание черного к основному цвету дает его более темный тон, белого – пастельный.

3.Практическая часть

В своей работе по изготовлению картин методическим приемом пластилинографии я опираюсь на следующие методы

  • Словесные методы: беседа, рассказ, художественное слово, вопросы (уточняющие наводящие проблемные познавательные), поощрение (похвала ребенка, положительное стимулирующее оценивание, одобрение выбранного ребенком направления деятельности или способа выполнения задания).
  • Информационно-рецептивные методы (характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребенка): рассматривание, напоминание, частичный показ, объяснение, сопровождаемое показом, устные инструкции по выполнению работы
  • Репродуктивный метод: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми
  • Эвристический метод: направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии выполнение действий с детьми по пооперационным картам или схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт.

Я предлагаю изготовить картину, используя 2 методических приема, а именно:

– выполнение действий с проговариванием;

– выполнение действий по операционным картам.

Эти приемы эффективны в работе с детьми и дают возможность решать задачи различных образовательных областей.

Рассмотрим первый прием – выполнение действий с детьми с проговариванием. Я буду педагогом, а вы, будете выполнять роль детей.

Рассмотрим второй прием – выполнение действий по пооперационным картам. Демонстрация приема.

Для того, чтобы процесс изготовления стал более доступным, я использую прием – выполнение действий по пооперационным картам. Этот прием эффективен, когда дети уже овладеют базовыми навыками. По операционные карты показывают четкую последовательность выполнения действий. Карта предлагает объёмный образец. И самое главное – работа с пооперационной картой соответствует психофизиологическим особенностям дошкольника, а именно особенностям восприятия новой информации.

1.Вначале необходимо выбрать фон работы.

2. На выбранный фон я накладываю силуэт березы

а) берем белый пластилин и делим на мелкие кусочки;

б) каждый кусочек раскатываем между ладонями прямыми движениями вперед – назад;

в) выкладываем белыми полученными жгутиками ствол и ветки березы;

г) берем чёрный пластилин, отщипываем мелкие кусочки и накладываем на ствол дерева «прорисовывая» рисунок коры березы;

д) приступаем к изготовлению листочков. Для этого нужен зеленый, пластилин нескольких оттенков, желтый, оранжевый. Отщипываем кусочки пластилина, прямыми движениями вперед- назад раскатываем жгутики и из них формируем «крендельки»;

е) этими «крендельками» выкладываем крону березы, используя желаемые оттенки пластилина.

Вопрос: как вы думаете, какой прием наиболее понятен, доступен детям дошкольного возраста? Что развивает данный прием (выполнение действий по пооперационным картам) у детей?

Применение данного приёма развивает у дошкольников познавательные психические процессы: восприятие, внимание, логическое мышление; способствует развитию у детей способности к самостоятельной творческой деятельности.

Уважаемые коллеги, я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер-класса вы получили определенные представления об эффективности использования методических приемов, и что наш мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.

Рефлексия мастер-класса: На Руси завязывали ленточки на березу, чтобы иметь удачу в делах, прибыль. Я предлагаю вам слепить ленточки из пластилина и прикрепить их к березе.

Красный цвет-все удалось, очень интересно.

Синий цвет – удалось, но метод не новый

Желтый цвет – скучно, не интересный материал.

Спасибо за внимание.

hello_html_6b9f82ea.jpg

hello_html_m5bc1e04e.jpg

hello_html_7a49c935.jpg

Литература:

1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. – СПб., 1994. 3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

2. Бывают выдающиеся дети… Н. Лайтес // Семья и школа. – 1990. – № 9.

3. Возрастная одаренность. Н. Лайтес // Семья и школа. – 1990. – № 9.

4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М., 2000.140с

5. Выготский Л.С. Психология. М., 2000. 43 8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

6. Головин С.Ю. Словарь практического психолога, АСТ, Харвест, 2001 г.

7.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2000.

Про сертификаты:  Имущественный налоговый вычет при покупке квартиры в 2021 году — СКБ Контур

8.Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение 1991

9.Давыдова Г.Н. Пластилинография. М., 2008 г.

10.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб. 2000.

11.Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. М., 2001.

12.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2009.

13.Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Издательство МГУ, 1979. 20.Крайг Грейс. Психология развития. СПб.,2002.

14.Крафт А., Лэндрет Г. Родители как психотерапевты М.,2000.

15.Латынин Л.А. Образы народного искусства. М, 1983 г.

16.Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993.

17.Стародубцева, И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / И.В Стародубцева, Т.П. Завьялова – М.: Изд-во Аркти, 2009.

18.Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду. М.: ТЦ-Сфера, 2021г.

Прогнозируемые результаты i года обучения.

Знания:

  • правил техники безопасности — знать правила безопасного использования художественных материалов их состав и токсичность, знать правила гигиены — в компетенции личностного самосовершенствования.
  • основных свойств материалов, используемых для изготовления изделий – приемы работы с различными материалами, простые технологические особенности материала в учебно-познавательной компетенции;
  • основных законов композиции — композиционный центр, виды простых композиционных решений, чувство композиции чувство формы, чувство пропорций; планирование, анализа  – в учебно-познавательной компетенции;

Умения:

  • правильно и безопасно пользоваться инструментами и приспособлениями для лепки,правила личной гигиены в работе с художественными материалами,  экологическую культуру — в компетенции личностного самосовершенствования ;
  • пользоваться  основными приемами формообразования изделий чувство пропорций, чувство равновесия тектонических масс, мастерство работы с различными видами материала, мастерство декорирования изделий– в  учебно-познавательной компетенции.

Навыки:

  • навыки лепки вазы по собственному эскизу учащегосясамостоятельно выполнять учебно-творческую задачу в учебно-познавательной компетенции, применять элементарные композиционные решения;
  • навыки лепки рельефасоздавать композиции с учетом технологических особенностей исполнения — в учебно-познавательной компетенции;
  • навыки лепки животного по памяти и представлениюприменения творческого опыта в практической работе, создавая работы из доступных материалов, участвуя в эстетическом преобразовании среды в учебно-познавательной компетенции.
  • навыки росписи  изделий, мастерство работы с различными видами материала, мастерство декорирования изделий –  в  учебно-познавательной компетенции.

Прогнозируемые результаты ii года обучения:

Знания: 

  • способы нанесения декора на материалы —  мастерство работы с различными видами материала, мастерство декорирования создавать декоративные композиции с учетом пространства интерьера применять простые формы и конструкции, эвристические методы решения учебной задачи — в учебно-познавательной компетенции

Умения:

  • правильно и безопасно пользоваться инструментами и приспособлениями для лепкиприменять на практике технику безопасности — применять комплекс качеств,. связанных с основами безопасной жизнедеятельности, личную гигиену ,внутреннюю экологическую культуру в компетенции личностного самосовершенствования ;
  •   использовать основные законами композиции при выполнении творческих и учебных работ создавать декоративные композиции с учетом пространства интерьера применять простые формы и конструкции, эвристические методы решения учебной задачи — в учебно-познавательной компетенции; 
  • использовать приемы лепки рельефа на плоскости —  самостоятельно выполнять учебно-творческую задачу в учебно-познавательной компетенции ,; 
  • подбирать гармоничные сочетания цветов для росписи готовых изделий передавать собственный замысел, настроение, эмоциональное состояние через различные средства художественной выразительности – в компетенции личностного самосовершенствования.

Навыки:

  • навыки лепки вазы простой формы  по собственному эскизу учащегосясамостоятельно выполнять учебно-творческую задачу в учебно-познавательной компетенции, применять  композиционные решения;
  • навыки лепки рельефа на плоскостиприменять простые формы и конструкции, эвристические методы решения учебной задачи — в учебно-познавательной компетенции;
  • навыки лепки многофигурной композиции чувство композиции, чувство формы, чувство пропорций, чувство равновесия тектонических масс в учебно-познавательной компетенции;
  •  навыки лепки посуды чувство равновесия тектонических масс, мастерство работы с различными видами материала, мастерство декорирования изделий.

Учебно-тематический план i года обучения

раздела, темы

Название раздела и темыКоличество часов
ТеорияПрактикаВсего
1Введение в предмет. 3710
Тема № 1 «Вводное занятие. Понятие о лепке и материалах. Правила техники безопасности».123
Тема № 2 «Спиральная лепка из жгутов».123
Тема № 3 «Декорирование  изделий ».134
2Декоративная лепка из пласта.379
Тема № 1 «Настенное панно с налепными узорами».112
Тема № 2 «Лепка рыбы».134
Тема № 3 «Лепка кашпо».123
3Глиняная игрушка России.258
Тема № 1 «Лепка дымковской игрушки».124
Тема № 2 «Декорирование  дымковской игрушки».134
4Анималистика.21012
Тема № 1 «Лепка животных  по памяти и    по представлению».156
Теме № 2 «Лепка птиц по памяти и представлению».156
5Изготовление подарков и сувениров268
Тема № 1 «Лепка Рождественского ангела»123
Тема № 2 « Сувениры к Рождеству».145
6Путешествие в мир сказки.2810
Тема № 1 «Образы сказочных героев».145
Тема № 2 Рельеф «Мой любимый сказочный герой».145
7Композиция.

Тема 1. 

Тема № 2. «Свободная тема».

3

2

1

8

5

3

11

7

4

8Выставки детских работ.

Тема № 1 «Промежуточная аттестация».

Тема №2 « Итоговая аттестация»                 

2

1

1

2

1

1

4

2

2

Итого:                                                                         19            53               72 ч.

Оцените статью
Мой сертификат
Добавить комментарий