272р от 10.02.2012 Распоряжение о вводе в действие инструкции по применению старогодных материалов верхнего строения пути

272р от 10.02.2012 Распоряжение о вводе в действие инструкции по применению старогодных материалов верхнего строения пути Сертификаты

Основные размеры поперечного сечения рельсов

 Размер поперечного сечения

Обозначение

 Значение размера (мм)

    для рельса типа   

  Р50 

  Р65 

  Р75 

Высота рельса              

H         

152,0 

180,0 

192,0 

Высота шейки               

h         

83,0  

105,0 

104,4 

Ширина головки             

b         

72,0  

75,0  

75,0  

Ширина головки на высоте 13

мм от поверхности катания  

–         

69,0  

72,0  

72,0  

Ширина подошвы             

B         

132,0 

150,0 

150,0 

Толщина шейки              

e         

16,0  

18,0  

20,0  

Высота пера подошвы        

m         

10,5  

11,2  

13,5  

Приложение 1.2

Адресный план использования старогодных рельсов

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┬──────────┬───────┬──────┬─────────────────────────────────────────────────────┐

│                 Сведения о рельсах, намечаемых к снятию из пути                  │Вид ремон-│Ожидае-│IV    │   Протяженность и характеристика участка укладки    │

│                                                                                  │та и про- │мая    │группа│                 старогодных рельсов                 │

├───────┬───────┬────┬──────┬──────┬──────┬───────┬─────┬───────┬─────────┬────────┤тяжение   │группа │год-  ├───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬──────┬──────┤

│  Код  │Наиме- │Путь│Км, ПК│Класс,│Грузо-│Пропу- │Тип  │Звенье-│План пу- │Протяже-│рельсов,  │годнос-│ности │  Код  │Наиме- │Путь __│Протя- │Класс, │Грузо-│ Вид  │

│участка│нование│    │от ___│груп- │напря-│щенный │рель-│вой    │ти, про- │ние     │требующих │ти     │(ме-  │участка│нование│Км ____│жение  │группа,│напря-│работы│

│       │участка│    │до ___│па,   │жен-  │тоннаж,│сов  │бессты-│тяжение  │рельсов,│ремонта,  │рельсов│талло-│       │участка│ПК ____│уложен-│катего-│жен-  │      │

│       │       │    │      │кате- │ность,│млн. т │     │ковой  │участка, │снятых  │км:       │после  │лом), │       │укладки│       │ных    │рия    │ность,│      │

│       │       │    │      │гория │млн.  │       │     │       │км (Н –  │из пути │С – строж-│ремонта│км    │       │       │       │рельсов│пути   │млн.  │      │

│       │       │    │      │пути  │ткм   │       │     │       │наружная │с раз-  │кой, Ф –  │и их   │      │       │       │       │по     │       │ткм   │      │

│       │       │    │      │      │бр./км│       │     │       │нить, В -│бивкой  │фрезеров- │протя- │      │       │       │       │группам│       │бр./км│      │

│       │       │    │      │      │в год │       │     │       │внутрен- │по груп-│кой, ШП – │жение, │      │       │       │       │годнос-│       │в год │      │

│       │       │    │      │      │      │       │     │       │няя нить,│пам год-│профильной│км     │      │       │       │       │ти, км │       │      │      │

│       │       │    │      │      │      │       │     │       │Р – ради-│ности,  │шлифовкой │       │      │       │       │       │       │       │      │      │

│       │       │    │      │      │      │       │     │       │ус кри-  │км      │в пути, ФП│       │      │       │       │       │       │       │      │      │

│       │       │    │      │      │      │       │     │       │вой, П – │        │- фрезе-  │       │      │       │       │       │       │       │      │      │

│       │       │    │      │      │      │       │     │       │путь в   │        │рованием в│       │      │       │       │       │       │       │      │      │

│       │       │    │      │      │      │       │     │       │прямой)  │        │пути      │       │      │       │       │       │       │       │      │      │

├───────┼───────┼────┼──────┼──────┼──────┼───────┼─────┼───────┼─────────┼────────┼──────────┼───────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┤

│   1   │   2   │ 3  │  4   │  5   │  6   │   7   │  8  │   9   │   10    │   11   │    12    │  13   │  14  │  15   │  16   │  17   │  18   │  19   │  20  │  21  │

├───────┴───────┴────┴──────┴──────┴──────┴───────┴─────┴───────┴─────────┴────────┴──────────┴───────┴──────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴──────┴──────┤

│                                                                Реконструкция (модернизация) пути                                                                 │

├───────┬───────┬────┬──────┬──────┬──────┬───────┬─────┬───────┬─────────┬────────┬──────────┬───────┬──────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬──────┬──────┤

├───────┼───────┼────┼──────┼──────┼──────┼───────┼─────┼───────┼─────────┼────────┼──────────┼───────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┤

├───────┴───────┴────┴──────┴──────┴──────┴───────┴─────┴───────┴─────────┴────────┴──────────┴───────┴──────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴──────┴──────┤

│                                                         Капитальный ремонт пути на новых материалах (К )                                                         │

│                                                                                                       н                                                          │

├───────┬───────┬────┬──────┬──────┬──────┬───────┬─────┬───────┬─────────┬────────┬──────────┬───────┬──────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬──────┬──────┤

├───────┼───────┼────┼──────┼──────┼──────┼───────┼─────┼───────┼─────────┼────────┼──────────┼───────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┤

├───────┼───────┼────┼──────┼──────┼──────┼───────┼─────┼───────┼─────────┼────────┼──────────┼───────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┤

├───────┴───────┴────┴──────┴──────┴──────┴───────┴─────┴───────┴─────────┴────────┴──────────┴───────┴──────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴──────┴──────┤

│                                                        Капитальный ремонт на старогодных материалах (К  )                                                        │

│                                                                                                       рс                                                         │

├───────┬───────┬────┬──────┬──────┬──────┬───────┬─────┬───────┬─────────┬────────┬──────────┬───────┬──────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬──────┬──────┤

├───────┼───────┼────┼──────┼──────┼──────┼───────┼─────┼───────┼─────────┼────────┼──────────┼───────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┤

├───────┼───────┼────┼──────┼──────┼──────┼───────┼─────┼───────┼─────────┼────────┼──────────┼───────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┤

├───────┴───────┴────┴──────┴──────┴──────┴───────┴─────┴───────┴─────────┴────────┴──────────┴───────┴──────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴──────┴──────┤

│                              Сплошная замена рельсов (РС), в том числе наружной нити в кривых (РИК), и одиночная замена рельсов (О)                              │

├───────┬───────┬────┬──────┬──────┬──────┬───────┬─────┬───────┬─────────┬────────┬──────────┬───────┬──────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬──────┬──────┤

├───────┼───────┼────┼──────┼──────┼──────┼───────┼─────┼───────┼─────────┼────────┼──────────┼───────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┤

│Всего  │       │    │      │      │      │       │     │       │         │        │          │       │      │       │       │       │       │       │      │      │

│по     │       │    │      │      │      │       │     │       │         │        │          │       │      │       │       │       │       │       │      │      │

│дороге │       │    │      │      │      │       │     │       │         │        │          │       │      │       │       │       │       │       │      │      │

└───────┴───────┴────┴──────┴──────┴──────┴───────┴─────┴───────┴─────────┴────────┴──────────┴───────┴──────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴──────┴──────┘

Примечания:

1. В графе 8 указать для нетермоупрочненных рельсов дополнительно к типу рельса букву “н”, например: Р65н.

2. В графе 13 указать группу годности отремонтированных рельсов:

в РСП – с профильной обработкой головки – I-П, II-П;

в пути – с обработкой головки РШП – I-ШП, II-ШП, с обработкой головки РФП – I-ФП, II-ФП.

3. В графе 21 указать вид работ буквами:

О – одиночная замена рельсов;

РС – сплошная замена рельсов;

РИК – сплошная замена рельсов упорных нитей кривых без перемены рабочего канта;

Кн – капитальный ремонт пути на новых материалах;

Крс   – капитальный ремонт пути на старогодных материалах.

Приложение 1.3

Дефектная позвенная ведомость результатов осмотра
старогодных рельсов (дата натурного обследования)

Технические данные из формы ПУ-2 Рельсовая книга        

Фактические технические данные        

Место, где лежит рельс

Марка

завода

Год 

про-

катки

Номер

плавки

 (для

 Р50,

Р65 и

 Р75)

Тип и длина рельса

Износ головки, мм    

Кодо-

вое 

обоз-

наче-

ние 

де- 

фекта

Мар-

ки- 

ровка

Пропу-

щенный

тоннаж,

млн. т

бр.   

  Код 

уча- стка

Номер

пути,

номер

кило-

метра

Номер

пике-

та, 

номер

звена

Правая

 или 

левая

нитка

Тип рельса и

вид        

терми- ческой

обработки  

У – объемно-

упроч- ненный,

ПУ – поверх-

ностноуп-  

рочненный, 

Н – нетермо-

упроч- ненный

Длина,

  м  

 Дата промера

   ____ г.  

   ____ г.  

Верти-

каль-

ный  

износ

Макси-

маль-

ный  

боко-

вой  

износ

Смятие

голов-

ки и 

прови-

сание

стыков

Волно-

образ-

ный  

износ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Приложение 1.4

Дефектная ведомость результатов осмотра
старогодных рельсовых плетей

Плеть N ___________________________ На перегоне ___________________________

Участка _________ (код станции) ___ Номер пути, номер километра, номер

                                    пикета, правая или левая нитка ________

Начало плети: _____________________ Начало бокового износа ________________

Конец плети: ______________________ Конец бокового износа _________________

Общая характеристика плети:

1. Длина плети, м ___________________________________

2. Пропущенный тоннаж, млн. т брутто ________________

3. Тип рельсов и вид их термообработки ______________

4. Марка завода и год прокатки ______________________

Приложение 1.5

Форма ПУ-81 0359840

Утверждена ОАО “РЖД” в ____ г.

_________________________ ж.д.

_________________________ дист. пути

_________________________ код участка

АКТ
о состоянии старогодных материалов верхнего строения пути

“__” _____________ г. мы, нижеподписавшиеся: начальник дистанции пути _____

_____________, дорожный мастер линейного участка __________________________

при участии бригадира пути линейного отделения ____________________________

оператора дефектоскопа ______________________________________ представителя

ПМС __________________________________________ произвели осмотр старогодных

материалов верхнего строения пути, подлежащих снятию с _____ км ______ пути

участка ___________________________________________________________________

                               (ненужное зачеркнуть)

при производстве __________________________________________________________

                                   (указать вид работ)

по техническому состоянию материалы отнесены к следующим группам годности:

I. Рельсы                                                                      (шт.)

Всего ________________ шт. ______________ Протяжение _______________ м пути

Рельсы проверены дефектоскопом _________________________________________ г.

Места с выявленными дефектами отмечены на рельсах  косым  крестом  и  кодом

дефекта. Все рельсы замаркированы  согласно  их  состоянию  номером  группы

годности с указанием пропущенного тоннажа (с округлением до  10  млн. т)  и

вида термоупрочнения.

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Акт  составляется  в  двух, а при работах ПМС – в трех экземплярах (для ПД, ПЧ, ПМС)

II. Другие материалы верхнего строения пути

                                                                      (шт.)

III. Старогодные материалы предназначаются для отправки

на базу ПМС (РСП, ПЧ) ________ ст. ________________ ж.д.

Начальник дистанции пути ______________________________

Дорожный мастер линейного участка _________________

Представитель ПМС ______________________________________

Дефектоскопист ___________________________________________

Приложение 1.6

Форма ПУ-1 0359894

Утверждена ОАО “РЖД” в 2004 г.

___________________________

(железная дорога)

___________________________

(структурное подразделение)

ПАСПОРТ
на партию старогодных рельсов, направляемых
в РСП для комплексного их ремонта с профильной
обработкой головки

Рельсы сняты при _______________ (вид ремонта)

Код перегона _________________________________

Номер ПЧ _____________________________________

Год снятия из пути ___________________________

1. Количество рельсов в отгруженной партии (шт.) __________________________

2. Тип рельсов и вид их упрочнения ________________________________________

3. Длина рельсов (м) ______________________________________________________

Про сертификаты:  Экологические сертификаты: узнаем натуральную косметику при взгляде на упаковку – 4fresh блог

4. Группа годности ________________________________________________________

5. Высота рельсов (мм) ____________________________________________________

6. Пропущенный тоннаж (млн. т брутто) _____________________________________

7. Наименование и адрес получателя рельсов ________________________________

___________________________________________________________________________

8. Дата отгрузки __________________________________________________________

9. Номера вагонов, в которые отгружены рельсы _____________________________

10. Номер железнодорожной накладной _______________________________________

11. Проход дефектоскопом (тип) ___________________ дата ___________________

               Руководитель предприятия ___________________

Примечания. 1. Паспорт составляется на каждую партию рельсов и отдельно по каждой группе годности в партии в трех экземплярах, два из которых отправляются в службу пути дороги и получателю, а один экземпляр остается у отправителя. Полученные паспорта брошюруются в шнуровую книгу и хранятся не менее 5 лет.

2. В случае отгрузки немаркированных рельсов получатель вправе предъявить претензии.

Приложение 1.7

Форма ПУ-91

_________________________

    (железная дорога)

_________________________

(наименование предприятия)

СЕРТИФИКАТ
на партию отгруженных рельсов или сварную рельсовую плеть

1. Длина рельсов (плети) __________________________________________________

2. Рельсы: новые, старогодные _____________________________________________

3. Группа годности (разбивка по группам и объему) _________________________

4. Высота рельсов (по группам от _______________ и до ___________) ________

5. Вид выполненного ремонта рельсов (фрезеровка, строжка, сварка) _________

___________________________________________________________________________

6. Номера рельсов по журналу учета ф. ПУ-95 _______________________________

___________________________________________________________________________

7. Номера вагонов, в которые отгружены рельсы _____________________________

8. Наименование и адрес получателя рельсов ________________________________

9. Дата отгрузки __________________________________________________________

10. Снятие фасок в подголовочной части торцов рельсов _____________________

___________________________________________________________________________

                     (с указанием фамилии исполнителя)

11. Количество болтовых отверстий и снятие фасок болтовых отверстий _______

___________________________________________________________________________

                     (с указанием фамилии исполнителя)

12. Упрочнение болтовых отверстий _________________________________________

___________________________________________________________________________

                     (с указанием фамилии исполнителя)

13. Дефектоскопирование старогодных рельсов и сварных стыков на  отсутствие

внутренних дефектов _______________________________________________________

___________________________________________________________________________

                     (с указанием фамилии исполнителя)

    Руководитель предприятия ___________________

    Место печати

Примечания. 1. Сертификат составляется на каждую партию отремонтированных и сваренных рельсов и сварную рельсовую плеть в двух экземплярах, один из которых выдается получателю, а второй – остается в РСП. Сертификаты брошюруются в шнуровую книгу и хранятся в РСП не менее 5 лет, а в дистанции пути – в течение всего срока службы рельсов.

2. В случае претензии получатель рельсов должен представить сертификат.

Приложение 1.8

Форма ПУ-95 0359852

Утверждена ОАО “РЖД” в 2004 г.

________________________________
(железная дорога)

________________________________
(рельсосварочный поезд)

ШНУРОВАЯ КНИГА
учета отремонтированных и сваренных рельсов

Начата _______________ 20__ г.

Окончена _______________ 20__ г.

2 Грунты земляного полотна и основания

6.2.1 При проектировании земляного полотна используются грунты в естественном состоянии трех классов: скальные, дисперсные и мерзлые (см. ГОСТ 25100) и техногенные грунты.

6.2.2 Применительно к условиям проектирования земляного полотна скальные грунты подразделяются на залегающие в естественных условиях в виде массивов (в выемках) и раздробленные (техногенные), полученные посредством разрушения скальных массивов (для насыпей).

Скальные грунты характеризуются показателями прочности и выветрелости; в массивах, кроме того, наличием трещин, их состоянием, ориентацией в пространстве, блочностью и др.

По степени устойчивости к выветриванию во времени под воздействием природных факторов скальные грунты подразделяются на слабовыветривающиеся, выветривающиеся и легковыветривающиеся.

Способность к выветриванию определяется литологическим составом, лабораторными испытаниями образцов при многократном увлажнении – высушивании, а в северной климатической зоне – дополнительно замораживанием – оттаиванием, с учетом результатов наблюдений за природными обнажениями скальных пород и грунтовыми сооружениями в аналогичных условиях.

6.2.3 По водопроницаемости грунты разделяются на дренирующие и недренирующие.

К дренирующим следует относить несвязные грунты, имеющие при максимальной плотности при стандартном уплотнении коэффициент фильтрации К не менее 0,5 м/сут.

Допускается выполнять оценку водопроницаемости грунтов по показателям гранулометрического состава. К дренирующим грунтам можно отнести крупнообломочные грунты с песчаным заполнителем, пески гравелистые, крупные, средней крупности, если в перечисленных грунтах содержание частиц размером менее 0,1 мм не превышает 10% по массе. При большем содержании в них частиц размером менее 0,1 мм определение коэффициента фильтрации является обязательным.

Для крупнообломочных грунтов с песчаным заполнителем коэффициент фильтрации должен быть установлен на основании испытания заполнителя.

6.2.4 При проектировании земляного полотна из глинистых грунтов в расчетах прочности и устойчивости, а также при определении деформаций следует учитывать степень их засоленности, просадочности, набухаемости и пучинистости в соответствии с СП 22.13330.

6.2.5 Грунты для насыпей применяются с учетом их свойств и состояния, особенностей природных условий в пределах участка размещения проектируемого объекта, а также места нахождения запасов грунта.

Допускается использовать местные грунты, в том числе техногенные (отходы производства) – металлургические шлаки, золошлаковые смеси, материалы породных отвалов, пригодные для сооружения земляного полотна.

6.2.6 Решение о применении в земляном полотне специфических грунтов, состояние и свойства которых существенно изменяются под воздействием природных факторов и требующих устройства защитного слоя, принимается в зависимости от местных условий на основе технико-экономического обоснования.

6.2.7 Не допускается применять для насыпей железнодорожных линий III и выше категорий (см. СП1) следующие грунты:________________1 Проект СП “Инфраструктура железнодорожного транспорта. Общие требования”.

– глинистые с влажностью, превышающей влажность мягкопластичной консистенции по ГОСТ 25100;

– жирные глины, глинистые избыточно засоленные и сильнонабухающие по ГОСТ 25100;

– торф, ил, мел, заторфованные грунты, содержащие более 15% органических веществ;

– грунты заторфованные (содержащие органические вещества в количестве от 10% до 15%) – для верхнего трехметрового слоя насыпей;

– грунты с примесью органических веществ (в количестве от 3% до 10%) для верхнего метрового слоя насыпи (под основной площадкой);

– грунты, содержащие гипс в количестве, превышающем 30% – для насыпей на сухом основании, 20% – для насыпей на мокром основании, 5% – для подтопляемых насыпей.

6.2.8 Для нижней части постоянно подтопленных насыпей, при сооружении которых требуется отсыпка грунта в воду, рекомендуется применять скальные (слабовыветривающиеся и выветривающиеся неразмягчаемые), крупнообломочные грунты (в том числе с песчаным заполнителем), пески гравелистые, крупные, средней крупности.

При индивидуальном проектировании и обосновании инженерными расчетами допускаются для отсыпки также мелкие и пылеватые пески и супеси легкие. Уровень водонасыщенных грунтов в расчетах принимается с учетом высоты капиллярного поднятия.

Для периодически подтопляемых насыпей при отсыпке их на незатопленное основание нижнюю подтопляемую часть насыпи следует отсыпать из дренирующих грунтов или песчанистых супесей.

6.2.9 Для насыпей, возводимых средствами гидромеханизации, рекомендуется использовать гравийно-галечниковые, песчано-гравелистые и песчаные грунты. Возможность применения пылеватых песков, а также супесей определяется проектом с учетом обогащения состава грунтов при их намыве, при этом в теле возводимой насыпи содержание частиц размером менее 0,1 мм должно быть не более 10% по массе.

6.2.10 При отсыпке насыпей из скальных грунтов в верхней части насыпи толщиной не менее 0,5 м следует применять щебенисто-дресвяный или гравийно-галечный грунт с крупностью фракций не более 0,1 м.

Верхний слой насыпи, сооружаемой из глинистых грунтов, по контакту с защитным слоем должен иметь поперечный уклон не менее 0,04, обеспечивающий отвод воды от тела насыпи.

6.2.11 При новом строительстве отсыпку конусов у мостов, участков насыпей за устоями мостов и над водопропускными трубами на длину, равную высоте насыпи, плюс 2 м – по верху, и не менее 2 м – в уровне естественной поверхности грунта и засыпку за подпорными стенками следует производить дренирующим грунтом с коэффициентом фильтрации после уплотнения не менее 2 м/сут.

6.2.12 Сопряжение конструкций конусов и участков насыпей за устоями из пучинистых грунтов выполняется по индивидуальным проектам с обеспечением плавности отвода величины равномерного морозного пучения, исходя из условия

, (1)
где – длина участка сопряжения, м;h – величина равномерного морозного пучения, определяемая в соответствии с требованиями таблицы 3, мм;i– уклон отвода величины морозного пучения, принимаемый 1‰ при максимальной скорости движения поездов до 100 км/ч и 0,5‰ – при скорости более 100 км/ч.

6.2.13 В проектах для обеспечения норм по допустимой деформативности необходимо предусматривать уплотнение грунтов при сооружении земляного полотна в соответствии с приложением А.

6.2.14 Оценку естественных оснований по условиям их увлажнения при выборе грунтов для насыпей и проектировании земляного полотна следует выполнять в соответствии с таблицей 4, а по условиям прочности – с таблицей 5.

Таблица 4 – Типы оснований по условиям увлажнения

Тип основания

Характеристика основания

Сухое

Условия для поверхностного стока хорошие; глинистые грунты на глубине до 1 м имеют влажность не более w 0,25, грунтовые воды отсутствуют или залегают на глубине более 2 м от поверхности земли

Сырое

Условия для поверхностного стока плохие; грунты водонасыщенные песчаные, глинистые; глинистые грунты в предморозный период имеют влажность на глубине до 1 м от w 0,25 до w 0,75, а уровень грунтовых вод – на глубине более 1 м от поверхности земли; признаки поверхностного заболачивания

Мокрое

Поверхностный сток отсутствует; грунты глинистые, торфы, илы, сапропели; глинистые грунты в предморозный период имеют влажность на глубине до 1 м, равную w 0,75и более, а уровень грунтовых вод – на глубине до 1 м; имеются выходы грунтовых вод на поверхность земли или длительно стоящие (более 20 суток) поверхностные воды

Примечание – В таблице указаны следующие условные обозначения: w – граница раскатывания (пластичности) и – число пластичности.

Про сертификаты:  Россиянам откроют Гоа и Тенерифе: к чему готовиться туристам - МК

Таблица 5 – Классификация оснований по типам прочности

Тип основания

Характеристика основания

Прочное – не требуется специальных мероприятий

Преимущественно сухие представлены: скальными и крупнообломочными грунтами; маловлажными и влажными песками, глинистыми грунтами твердой и полутвердой консистенции при модулях деформации 20 МПа и отношении <2,2*

Недостаточно прочное – возможно на низких насыпях пучение

Преимущественно сырые, сложенные неоднородными переслаивающимися грунтами

Слабое – для предотвращения деформаций необходимо применение специальных конструкций

Мокрые, сложенные переувлажненными грунтами

Болото:

I типа

Заполненные торфом и другими болотными грунтами устойчивой консистенции, сжимающимися под нагрузкой от насыпи высотой до 3 м.

II типа

Заполненные торфом и другими болотными грунтами разной консистенции, в том числе выдавливающимися под нагрузкой от насыпи высотой до 3 м.

III типа

Заполненные торфом и другими болотными грунтами в разжиженном состоянии, выдавливающиеся под нагрузкой; могут иметь торфяную корку – сплавину.

* E и E – модули деформации грунтов, определяемые по ГОСТ 20276 штамповыми испытаниями, соответственно по первичной и вторичной ветвям нагружения.

6.2.15 Оценка оснований в многолетнемерзлых грунтах производится по их относительной просадочности при оттаивании согласно таблице 6.

Таблица 6 – Классификация грунтов основания по просадочности

Тип основания

Величина относительной осадки,

Основные разновидности и состояние грунтов
основания

I, прочное

0,03

Скальные, крупнообломочные и песчаные грунты без включений льда; глинистые грунты в твердом и полутвердом состояниях при оттаивании.

II, недостаточно прочное

0,030,1

Глинистые грунты в тугопластичном и мягкопластичном состояниях при оттаивании; песчаные и крупнообломочные грунты с глинистым заполнителем при наличии в них прослоев или линз льда суммарной толщиной до 0,1 м в каждом слое 1 м исследуемой толщи.

III, слабое

0,10,4

Глинистые грунты в текучепластичном и текучем состояниях при оттаивании; торфяные, песчаные и крупнообломочные грунты при наличии в них линз или отдельных прослоев льда суммарной толщиной до 0,4 м в каждом слое 1 м исследуемой толщи.

IV, просадочное

>0,4

Глинистые грунты в текучем состоянии при оттаивании; торфяные отложения, а также грунты всех видов при наличии в них подземного льда суммарной толщиной более 0,4 м в каждом слое 1 м исследуемой толщи.

3 термины и определения

В настоящем своде правил применяются следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 армогрунтовые конструкции: Конструкции из грунта, армированного металлическими и (или) геосинтетическими элементами (полосами, сетками, геосетками, георешетками, геоячейками).

3.2 балластный слой: Элемент верхнего строения железнодорожного пути, служащий для равномерного распределения давления от шпал по основной площадке земляного полотна или другому основанию, удержания шпал от сдвига и для обеспечения упругого взаимодействия пути и железнодорожного подвижного состава.

3.3 бесстыковой путь: Железнодорожный путь со сварными рельсовыми плетями, у которых при изменениях температуры концевые участки удлиняются или укорачиваются, а на остальном протяжении возникают продольные силы, пропорциональные изменениям температуры.

3.4 бровка земляного полотна: Линия сопряжения поверхностей обочины и откоса насыпи или в выемках внутреннего откоса кювета.

3.5 верхнее строение пути: Часть конструкции железнодорожного пути, воспринимающая нагрузку от колес железнодорожного подвижного состава и передающая их на земляное полотно и искусственные сооружения.

3.6 водоотводные сооружения: Комплекс сооружений, служащих для сбора и отвода от земляного полотна поверхностных и грунтовых вод.

3.7 габарит приближения строений: Предельное поперечное перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначаемых для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава1.________________1 ГОСТ 9238-2021 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений, раздел 3.

3.8 геосинтетические материалы: Синтетические материалы на основе полимеров, применяемые в конструкциях земляного полотна и его обустройствах.

3.9 дефекты земляного полотна: Отклонения конструктивных параметров земляного полотна от нормируемых значений.

3.10 деформации земляного полотна: Остаточные и сезонные осадки, поднятия и смещения, повреждения или разрушения земляного полотна или его элементов от природных и (или) техногенных воздействий, включая поездную нагрузку.

3.11 дренажи: Устройства для перехвата и отведения от земляного полотна подземных грунтовых вод или понижения их уровня до приемлемых отметок.

3.12 железнодорожная линия: Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути, железнодорожные станции с полосой отвода и совокупность устройств железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи, здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие функционирование этого комплекса и безопасное движение железнодорожного подвижного состава.

3.13 железнодорожный путь: Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, водопропускные, противодеформационые, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также искусственные сооружения1.________________1Технический регламент Таможенного союза “О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта”, статья 2.

3.14 железнодорожные пути необщего пользования: Железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд1.________________1 Технический регламент Таможенного Союза от 15 июля 2021 г. N 710 “О безопасности железнодорожного подвижного состава” (ТР ТС 001/2021), статья 2.

3.15 жизненный цикл: Совокупность процессов создания, эксплуатации, ремонта и утилизации сложной технической системы железнодорожного транспорта.

3.16 застенный дренаж: Дренажные устройства для отвода подземной воды из грунтового массива с обратной стороны подпорных стен.

3.17 защитные сооружения земляного полотна (защитные сооружения): Сооружения, построенные для защиты земляного полотна от разрушения, повреждений и загромождения в результате действия опасных природных явлений и процессов.

3.18 защитный слой: Специально сформированный верхний слой земляного полотна из несвязного грунта непосредственно под балластной призмой, предназначенный для обеспечения несущей способности и предупреждения остаточных деформаций рабочей зоны земляного полотна.

3.19 земляное полотно: Инженерное грунтовое сооружение в виде насыпей, выемок, нулевых мест, полунасыпей, полувыемок и полунасыпей-полувыемок, служащее основанием для верхнего строения железнодорожного пути и воспринимающее нагрузку от верхнего строения пути и железнодорожного подвижного состава.

3.20 искусственные сооружения: Сооружения, возводимые на пересечениях, с препятствиями (реками, ущельями, другими дорогами) либо для замены земляного полотна в виде мостов, водопропускных труб, тоннелей, виадуков, путепроводов и эстакад.

3.21 карст: Комплексный геологический процесс, обусловленный растворением подземными и (или) поверхностными водами горных пород, проявляющийся в их ослаблении, разрушении, образовании пустот и пещер, изменении напряженного состояния пород, динамики, химического состава и режима подземных и поверхностных вод, в развитии суффозии (механической и химической), эрозий, оседаний, обрушений и провалов грунтов и земной поверхности1.________________1 СП 116.13330.

3.22 комплекс сооружений земляного полотна (комплекс сооружений): Комплекс сооружений, включающий собственно земляное полотно, водоотводные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения.

3.23 минеральное дно: Основание торфяных отложений болота, сложенное минеральными грунтами.

3.24 модернизация железнодорожного пути: Комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с заменой отдельных элементов конструкции на иные, улучшающие показатели функционирования.

3.25 мониторинг: В геотехнике – единая система, включающая:

комплексные наблюдения за инженерно-геологическими процессами, эффективностью инженерной защиты, состоянием сооружений и территорий в периоды строительства и эксплуатации объекта;

анализ результатов наблюдений, расчетов и моделирования, рекомендаций по усилению инженерной защиты, совершенствованию конструкций сооружений и т.п.;

проектирование дополнительных мероприятий по обеспечению надежности сооружений и эффективности инженерной защиты, по предотвращению социально-экологических последствий;

осуществление дополнительных мероприятий при активном геотехническом надзоре1.________________1 СП 116.13330.2021 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.7.

3.26 морозное (криогенное) пучение (морозное пучение): Процесс, вызванный промерзанием грунта, миграцией влаги, образованием ледяных прослоев, деформацией скелета грунта, приводящих к увеличению объема грунта и поднятию его поверхности1.________________1 СП 116.13330.2021 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.6.

Про сертификаты:  Помощь в оформлении сертификата на стеклопластик – услуги сертификации

3.27 наледь: Слоистый ледяной массив на поверхности земли, льда или инженерных сооружений, образовавшийся при замерзании периодически изливающихся подземных или речных вод1.________________1 СП 116.13330.2021 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.8.

3.28 несущая способность основной площадки земляного полотна: Способность грунтов, располагающихся под балластным слоем ниже основной площадки, воспринимать нагрузку от поезда без остаточных деформаций в течение межремонтного периода.

3.29 обвалы: Отрыв масс горных пород склонов, бортов и их падение вниз под влиянием силы тяжести с опрокидыванием и перекатыванием без воздействия воды1.________________1 СП 116.13330.2021 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.10.

3.30 обочина земляного полотна (обочина): Часть основной площадки, располагающаяся между подошвой откоса балластной призмы и бровкой земляного полотна.

3.31 опасные природные процессы и явления: Землетрясения, сели, оползни, лавины, подтопление территории, ураганы, смерчи, эрозия почвы и иные подобные процессы и явления, оказывающие негативные или разрушительные воздействия на здания и сооружения1.________________1 Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”, статья 2.

3.32 оползни: Смещение горных пород со склонов, бортов карьеров, строительных выемок под действием веса грунта и объемных и поверхностных сил. Различают оползни скольжения, оползни выдавливания, вязкопластические оползни, оползни внезапного разжижения, оползни гидродинамического разрушения1.________________1 СП 116.13330.2021 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.12.

3.33 основная площадка земляного полотна: Верх земляного полотна, включающий в себя границу раздела балластного слоя нормируемой толщины и грунтов земляного полотна, а также обочины.

3.34 ось пути: Линия, проходящая посередине рельсовой колеи в плоскости поверхности катания рельсов на одинаковом расстоянии от осей симметрии рельсов, образующих данную колею, и предназначенная для построения проектных показателей железнодорожного пути и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Примечание – Положение оси пути определяется для каждого пути в пространстве в высокоточной координатной системе, а при ее отсутствии – в заданной системе координат.

3.35 откосы земляного полотна: Боковые поверхности, соединяющие элементы земляного полотна (основная площадка насыпи, водоотводы или закюветные полки выемки) с естественной земной поверхностью.

3.36 перегон: Часть железнодорожной линии, ограниченная смежными железнодорожными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами1.________________1 Технический регламент Таможенного союза “О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта”, статья 2.

3.37 подрельсовое основание: Опоры для рельсов железнодорожного пути, предназначенные для восприятия нагрузок от рельсов и передачи их на балластный слой или искусственные сооружения.

3.38 полный комплект рабочей документации (рабочая документация): Совокупность основных комплектов рабочих чертежей по видам строительных и монтажных работ, дополненных прилагаемыми и ссылочными документами и необходимых для строительства здания или сооружения1.________________1 ГОСТ Р 21.

3.39 полоса отвода железных дорог: Земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

3.40 проектирование: Процесс разработки и выпуска проектной и рабочей документации, необходимой для строительства объекта.

3.41 проектная документация: Документация, содержащая материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта1.________________1 Градостроительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 20 апреля 2021 года) от 22 декабря 2004 года.

3.42 противодеформационные сооружения: Сооружения, устраиваемые для предупреждения появления деформаций земляного полотна или стабилизации деформирующегося земляного полотна.

3.43 промежуточное рельсовое скрепление: Конструкция, прикрепляющая рельсы к опоре.

3.44 прочность грунтов земляного полотна: Способность грунтов земляного полотна и его основания воспринимать действующие нагрузки без разрушения.

3.45 реконструкция железнодорожного пути: Комплекс строительных работ железнодорожного пути и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей или его назначения.

3.46 рельсовый стык: Место соединения рельсов в рельсовую нить сваркой или с помощью стыковых накладок и болтов.

3.47 рельсошпальная решетка: Рельсы и шпалы, соединенные между собой с помощью промежуточных рельсовых скреплений.

3.48 ремонт железнодорожного пути: Комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технических показателей железнодорожного пути или его назначения.

3.49 ремонтопригодная конструкция: Конструкция, обеспечивающая возможность устранения неисправностей техническим обслуживанием и ремонтом.

3.50 сели: Процесс изливания с огромной скоростью грязекаменных потоков, насыщенных твердым материалом, возникающих при выпадении обильных дождей или интенсивном таянии снега в предгорных и горных районах. Различают связные и текучие сели1.________________1 СП 116.13330.2021 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.17.

3.51 слабое основание земляного полотна: Основание земляного полотна, сложенное грунтами, в которых под воздействием поездной нагрузки, веса верхнего строения пути и земляного полотна могут возникать остаточные деформации, а земляное полотно терять устойчивость.

3.52 сложные природные условия: Наличие специфических по составу и состоянию грунтов и (или) риска возникновения (развития) опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения1.________________1 Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”, статья 2.

3.53 сложные инженерно-геологические условия: Наличие в земляном полотне или его основании специфических грунтов и (или) риска возникновения (развития) опасных геологических процессов и явлений на территории, по которой проходит железнодорожная линия.

3.54 сложные топографические условия: Участки железнодорожной линии, где по условиям рельефа имеются рабочие отметки земляного полотна, превышающие 12 м, либо участки, расположенные на склонах с крутизной, превышающей 1:5.

3.55 снежные лавины: Сосредоточенное движение больших масс снега, падающих или соскальзывающих с горных склонов в виде сплошного тела (мокрые лавины) или распыленного снега (сухие лавины)1.________________1 СП 116.13330.2021 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.18.

3.56 солифлюкция: Смещение (течение, оползание, соскальзывание, сплывы, оплывины) оттаивающего переувлажненного тонкодисперсного грунта на склонах в теплое время суток года, обусловленное сезонным промерзанием и оттаиванием1.________________1 СП 25.13330.2021 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах, пункт А.14.

3.57 специфические грунты: Грунты, обладающие специфическими свойствами, которые под действием природных факторов или динамической нагрузки изменяют свои прочностные или деформационные характеристики.

3.58 сплавина: Твердая корка на поверхности болота из корневищ растений.

3.59 стабильность ширины колеи: Нахождение численных значений параметров геометрии рельсовой колеи в заданных границах.

3.60 стыковые накладки, стыковые болты: Элементы верхнего строения железнодорожного пути, предназначенные для скрепления рельсов в местах их соединения (стыкования).

3.61 старогодные элементы верхнего строения пути: Рельсы, шпалы, стрелочные переводы, скрепления и балласт, изъятые из железнодорожного пути и отвечающие требованиям критериев годности, устанавливаемым Федеральным органом исполнительной власти.

3.62 стрелочные переводы: Специальные конструкции рельсовых путей, служащие для соединения, разветвления и пересечения железнодорожных путей с целью направления движения железнодорожного подвижного состава с одного пути на другой.

3.63 суффозия: Разрушение и вынос потоком подземных вод отдельных компонентов и крупных масс дисперсных и сцементированных обломочных пород, в том числе слагающих структурные элементы скальных массивов1.________________1 СП 116.13330.2021 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.21.

3.64 термокарст: Процесс оттаивания льдистых грунтов, подземного льда, сопровождающийся их осадкой и образованием понижений рельефа1.________________1 СП 116.13330.2021 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.22.

3.65 трудные условия: Сложные топографические, инженерно-геологические, планировочные и другие местные условия, когда применение основных норм проектирования вызывает значительное увеличение объема строительно-монтажных работ, а на существующих линиях – необходимость переустройства земляного полотна, станционных путей и искусственных сооружений, сноса капитальных строений.

3.66 укрепительные сооружения (устройства) земляного полотна: Сооружения (устройства), предназначенные для защиты поверхностей земляного полотна и его сооружений от водной и ветровой эрозии, в том числе их размыва поверхностными водами.

3.67 уравнительный стык: Рельсовый стык особой конструкции, допускающей значительные продольные перемещения конца одного рельса относительно другого.

3.68 устойчивость земляного полотна: Способность конструкции земляного полотна сохранять равновесие грунтовых масс при воздействии внешних нагрузок и гравитационных сил.

Оцените статью
Мой сертификат
Добавить комментарий